Posted 4 апреля 2013,, 14:02

Published 4 апреля 2013,, 14:02

Modified 30 января, 14:44

Updated 30 января, 14:44

Общественное прощупывание

4 апреля 2013, 14:02
Москва и Вашингтон осторожно пытаются найти выход из тупика, в котором оказались их отношения в последние месяцы. Прощупывание настроений вылилось во встречу посла США в Москве Майкла Макфола с членами Общественной палаты РФ.

Российские и американские власти осторожно пытаются найти выход из тупика, в котором оказались отношения двух стран в последние месяцы. Прощупывание настроения противоположной стороны вылилось во встречу посла США в Москве Майкла Макфола с некоторыми членами Общественной палаты, которая по какому-то недоразумению была названа «круглым столом». Стол однако же был овальным, а «высокие договаривающиеся стороны», сев за него, так не сумели обойтись без перехода на личности.

Уже из вступительного слова российского детского омбудсмена Анатолия Кучерены стало понятно, что разговор простым не получиться. Взаимных претензий масса, точек соприкосновения, по мере сворачивания сотрудничества в гуманитарной сфере, у России и США остается все меньше.

Не обошлось, разумеется, и без темы российских детдомовцев, усыновленных американцами, как аналога фразы «а у вас негров линчуют».

Правда, член Общественной палаты, Московской хельсинской группы и президент организации «Право ребенка» Борис Альтшулер слегка испортил картину российским борцам с «американским засильем». Он заявил, что если бы россияне давным-давно переняли бы американский опыт усыновления, проблемы, которую собрались обсудить столько уважаемых людей в принципе не было бы - дети жили бы в российских семьях, а детских домах можно было бы забыть.

Кстати, о намерении россиян продемонстрировать «добрую волю» свидетельствовал уже тот факт, что Альтшулеру дали выступить, причем третьим по счету - сразу после председательствовавшего Кучерены и «старейшины» Общественной палаты академика Евгения Велихова. При этом в списке участников встречи, розданном организаторами журналистами, Альтшулер, как и ряд других «либеральных» членов Общественной палаты вообще не числились.

Правда, затем один за другим зазвучали острые критические замечания в адрес американцев. Например, формальный автор идеи поискать среди российских НКО иностранных агентов Вероника Крашенинникова, зачитывала биографии руководителей американских гуманитарных организаций, и делала вид, что удивляется тому, что среди них так много выходцев из спецслужб или специалистов в области национальной безопасности.

Автор письма в защиту приговора по второму «делу Ходорковского», борец с давлением на российскую судебную систему Денис Дворников возмущался агрессивностью американских СМИ и их российских коллег, по его словам, в большинстве своем симпатизирующих США. Хотя где он увидел, например, на современном российском телевидении «симпатизантов» Соединенных Штатов член Общественной палаты не уточнял, чем вызвал у публики предположения, что смотрит по спутнику исключительно «западные» телеканалы.

Георгий Федоров, побывавший в США в качестве наблюдателя на последних президентских выборах, и вовсе «перешел на личности» и пытался напомнить Майклу Макфолу его заблуждения или убеждения прежних лет, зачитывая цитаты из выступлений нынешнего американского посла в Москве.

Если он ставил своей целью вывести дипломата из равновесия, то Федорову это явно удалось. «Вы знаете, что такое чиновник?» - не сдержался Макфол, переходя на русский и перебивая выступающего. А после этого, взяв себя в руки, дипломатично ушел от комментариев, объяснив, что тогда речь могла идти о его личном мнении. Но сегодня у него нет права ни на высказывание такого мнения, ни на обсуждение своих прежних размышлений – он представляет своего президента и свою страну.

Собственно и остальные комментарии, местами весьма однозначные, получались у американского посла весьма дипломатичными. Так, даже претензии США относительно прессинга со стороны российской власти в отношении некоммерческих организаций, в том числе, и работающих в России американских НКО, звучали достаточно осторожно. Не выглядели вызовом и разъяснения посла относительно судьбы российских детей в США, хоть он и четко объяснил, явно намекая на саму Россию, что дискриминации по гражданству или каким-то еще признакам, в Соединенных Штатах просто невозможны.

А заодно напомнил российским участникам об уважении, которого очень не хватает российским рассуждениям о детях.

Кстати, и с российской стороны круглый стол оказался организован так, что под конец его никакой особой критики в адрес США уже не звучало. Участники с обеих сторон явно были намерены обойтись без скандалов, продемонстрировав, что разговаривать о спорных темах они пока еще все-таки в состоянии «без кулаков».

А значит, что не только Запад, но и Москва ищут средство как, не потеряв лица, постепенно свести на нет истерию последних месяцев, вернувшись к более прагматичным обсуждениям не только на неофициальном уровне, где итак все более-менее нормально, но и в публичной плоскости.

Теперь, обкатав на Майкле Макфоле метод «общественного ощупывания», точнее, нащупывания тем для диалога, Общественная палата попробует превратить встречи с послами в обычную практику.

По информации «Росбалта», консультации о возможности участия в подобных круглых столах идут и с другими зарубежными дипломатами. Например, на мероприятии с участием Макфола, судя по официальному списку участников, должны были присутствовать представители французского диппредставительства в Москве.

Видимо, без «потери лица» сегодня вести дискуссию с иностранцами, удобнее формализованной «общественности». Если и скажут лишнее (как за, так и против контактов с иностранцами), то это всегда можно будет списать на то, что они «общественники».

Да и дипломатам спокойнее – они могут высказываться чуточку свободнее, неофициально давая понять, по каким пунктам их страны готовы уступать России. И тогда, если найдутся темы для диалога – развивать их будут уже официальные лица. Если сами, разумеется, смогут удержаться от перехода на личности, что в дипломатической практике считается неприемлемым.

Иван Преображенский