Главные новости - все новости
9 апреля 2013, 13:34

Счетная палата призывает задуматься о качестве школьных учебников

МОСКВА, 9 апреля. Счетная палата РФ проверила пополнение библиотечного фонда общеобразовательных учреждений.

По сообщению аудитора Сергея Агапцова, 4,9% общеобразовательных учреждений не располагают библиотеками (1,4% городских школ и 7% сельских школ). Кроме того, большинство школьных библиотек не соответствует санитарным нормам по занимаемым площадям, не имеет читальных залов, слабо оснащено необходимым оборудованием, компьютерной техникой, программными продуктами. Библиотечные фонды в общеобразовательных учреждениях, как правило, скудны. В большом количестве общеобразовательных учреждений обучающиеся не обеспечены учебниками и учебными пособиями за счет бюджетных средств и для их приобретения привлекаются средства родителей.

Также установлено, что статус, права и обязанности школьной библиотеки должным образом нормативными правовыми документами не закреплены. Государственный документ, определяющий основные направления развития и модернизации школьных библиотек России, отсутствует.

Кроме того, установленный порядок проведения экспертизы учебников не достаточно регламентирован и не обеспечивает взаимосвязь качества учебника с результатами обучения. Контроль за деятельностью экспертных организаций не осуществляется. Апробация учебников не предусмотрена. Между тем качество учебников по-прежнему вызывает нарекания.

Обеспечение обучающихся учебными пособиями также нуждается в существенном дополнительном регулировании. Экспертиза учебных пособий, а также контроль за их изданием и качеством выпускаемых учебных изданий не предусмотрены и не осуществляются.

Стоимость учебников и учебных пособий не отслеживается и не контролируется. Вместе с тем, общая стоимость учебников и учебных пособий для обеспечения ими всех обучающихся страны на один учебный год составляет расчетно более 80 млрд рублей.

Общественный контроль за проведением экспертизы учебников не установлен.  

Коллегия решила направить представления в Минобрнауки России, правительство Ставропольского края, правительство Вологодской области, министерство образования и науки Астраханской области, а также обращение в Генпрокуратуру России. Информационное письмо направляется в правительство России, а также отчет о результатах проверки в палаты Федерального собрания Российской Федерации.