Posted 10 февраля 2014,, 17:47

Published 10 февраля 2014,, 17:47

Modified 31 марта, 15:05

Updated 31 марта, 15:05

МХГ: В российских тюрьмах продолжают применять пытки

10 февраля 2014, 17:47

МОСКВА, 10 февраля. Московская Хельсинкская группа подготовила доклад "Российские тюрьмы в 2013 году: право на жизнь, личную безопасность и защиту достоинства".

По состоянию на 1 декабря 2013 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) содержалось 680,2 тыс. человек. За 2013 год тюремное население сократилось на 26 тыс. человек. Однако, несмотря на тенденцию к снижению общего количества заключенных, это сокращение происходит неравномерно. Так, наибольшее снижение отмечается в исправительных колониях, по-прежнему сокращается численность несовершеннолетних в воспитательных колониях.

В то же время в минувшем году росло число заключенных под стражу подозреваемых и обвиняемых (на 847). Прошедшая экономическая амнистия не оказала ощутимого влияния на сокращение численности тюремного населения: из мест лишения свободы, по данным ФСИН, были освобождены 55 человек.

По-прежнему острой остается проблема медицинского обеспечения учреждений УИС, отмечает МХГ. Намеренная манипуляция бытовыми условиями, создание физических и психологических неудобств, служат распространенным средством оказания давления на неугодных заключенных. Кроме того, несмотря на рекомендации международных органов, в российском уголовном законодательстве до сих пор отсутствует такой состав преступления, как пытка. Поэтому часто сотрудники правоохранительных органов, осуждаемые за насилие, а фактически за пытки, проходят по статье «превышение должностных полномочий».

В 2013 году тема труда заключенных привлекла широкое общественное внимание, что заставило отреагировать ФСИН. Начало процессу было положено в ноябре 2012 года массовой протестной акцией в ИК-6 города Копейска Челябинской области, а осенью 2013 года эта тема получила продолжение благодаря усилиям Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной.

Правозащитники отмечают также неоднократные случаи воспрепятствования оказанию заключенным юридической помощи — запрещение свиданий защитников с заключенными, оказание давления на осужденных с целью заставить их написать заявление об отказе от встречи с защитником.