Posted 9 июня 2014,, 08:00

Published 9 июня 2014,, 08:00

Modified 30 января, 22:26

Updated 30 января, 22:26

«Пираты» на защите копирайта

9 июня 2014, 08:00
Противники «антипиратских» законов вовсе не считают, что авторские права не нуждаются в защите. Они утверждают, что борются за интересы создателей контента и против крупных корпораций, присваивающих их прибыль.

Минкомсвязи направило в правительство России новые антипиратские поправки к закону об информации и информационных технологиях, а также к Гражданскому кодексу РФ. Формально они должны еще больше усилить защиту авторских прав, которые, впрочем, формально и так бдительно охраняются российским законодательством.

Однако если присмотреться внимательнее, то, как утверждают эксперты, становится видно, что «антипиратские» законы защищают не столько создателей того или иного контента, сколько правообладателей, которыми на поверку оказываются крупнейшие издательства и киностудии, просто «качающие прибыль» из произведений, созданных зачастую десятки лет назад.

Как известно, согласно новым поправкам, за публикацию двух и более гиперссылок на «пиратский» контент, интернет-ресурсам грозит запрет на распространение на территории России, а за неисполнение требования блокировки сайта - штраф до одного миллиона рублей. По словам юриста, эксперта Пиратской партии по вопросам авторского права Саркиса Дарбиняна, антипиратские законы не нужны ни российскому Интернету, ни российскому обществу в целом.

Дарбинян напомнил, что если первоначально антипиратский закон был направлен на запрет копирования кинофильмов, то сейчас рассматривается вопрос о расширении действия антипиратского законодательства «на все объекты авторских прав». По мнению эксперта, «такой государственный тренд в области информационной политики является излишним, избыточным и не может помочь охране каких-либо интеллектуальных прав».

«Пираты» вовсе не считают, что авторские права не нуждаются в защите, говорит эксперт. Напротив, они за то, чтобы защищать права авторов, а не права крупных корпораций, как это во многих случаях происходит сейчас. Корпорации, как отметил Дарбинян, «ставят весьма понятную цель - монетизацию во чтобы то ни было того контента, который им предоставляют».

«Интеллектуальная собственность очень отличается от обычной классической собственности, прежде всего тем, что имеет определенные сроки охраны», - говорит эксперт. Он напомнил, что по нынешнему российскому законодательству этот срок равняется 70 годам после смерти автора. По мнению Дарбиняна, такой срок является архаизмом, так как законодательство разных стран об авторских правах, в том числе и РФ, очень сильно отстает от развития технологий.

Заметим, что в СССР авторские права были прописаны в Гражданском кодексе 1964 года. Там срок их охраны ограничивался 25 годами. После того как СССР в 1973 году подписал Бернскую конвенцию по охране авторских прав, этот срок увеличился до 50 лет.

В то же время, эта самая конвенция последний раз пересматривалась в 1971 году, «когда еще не существовало интернета и современных возможностей копирования и распространения, и сегодня она уже не может регулировать те отношения, которые уже давно вышли за пределы закона», - отмечает эксперт.

Тут стоит вспомнить, что нынешняя Россия присоединилась к Бернской конвенции в марте 1995 года. Правда, с оговоркой, что ее действие «не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции... для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием». Понятно, что речь шла о произведениях советского периода.

Однако 11 декабря 2012 года эта оговорка была отозвана правительством РФ - ее отмена являлась одним из условий вступления России в ВТО.

По мнению Дарбиняна, многие российские пользователи понимают, что справедливым было бы выведение из под авторского права хотя бы тех объектов культурного достояния, которые были созданы в советские годы на государственных киностудиях авторами, которые уже давно умерли.

Однако сегодня, по его словам, получается так, что ни наследники этих авторов, ни их правопреемники не имеют от этого ничего. Всю выгоду «получают несколько предприятий, которые монопольно владеют правами на их использование».

Координатор сообщества «Информационал» Александр Шубин также уверен, что борьба с пиратским контентом в Интернете сегодня ведется не в интересах авторов, а в интересах правообладателей. По его словам, «те люди, которые создают тот или иной продукт, напротив, заинтересованы в максимальном распространении своих произведений и в том, чтобы потребители спонсировали их деятельность. Однако, как мы знаем, основной доход от интеллектуальной собственности поступает крупным фирмам и организациям, которые и являются главными бенефициарами антипиратских законов».

«Нужно понимать, что ограничения на распространение информации в Интернете - это путь от зачатков постиндустриального общества к феодальным порядкам, когда борьба идет уже не только за интересы крупных собственников, но и за право сеньора, чтобы о нем не говорили плохо», - говорит эксперт.

Проблема в том, считает Шубин, что «Интернет на сегодняшний момент - главная угроза власти», которая недовольна существованием неподконтрольных источников информации. «Отсюда и уже начавшаяся практика запрещения так называемого экстремистского контента, что при нашем толковании законов приводит к тому, что таковым может быть признана любая общественно-политическая информация», - отметил эксперт.

Александр Желенин