Posted 9 июля 2014,, 12:48

Published 9 июля 2014,, 12:48

Modified 31 марта, 12:41

Updated 31 марта, 12:41

Пекин сыграет в «перезагрузку»

9 июля 2014, 12:48
Барак Обама хочет предложить Китаю новую модель взаимоотношений, проекта которой у него в действительности нет. Но Пекин это не смущает. В обмен на реальную выгоду там готовы поддержать любые воздушные замки.

Барак Обама хочет предложить Китаю новую модель взаимоотношений, проекта которой у американского президента в действительности нет. Но Пекин это не смущает. Там готовы поддерживать любые политические воздушные замки Обамы в обмен на реальные экономические выгоды.

В среду в Пекине стартовал шестой раунд американо-китайского стратегического и экономического диалога. Делегацию из США возглавляют госсекретарь Керри и министр финансов США Джейкоб Лью. С китайской стороны переговорщиками выступают вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян и член Госсовета Ян Цзечи.

Однако тон на переговорах задают лично руководители двух государств. И президент США Барак Обама, и председатель КНР Си Цзиньпин выступили с программными заявлениями, приуроченными к шестому раунду американо-китайского (или китае-американского, что сегодня едва ли не ближе к истине) диалога. Тональность этих заявлений была весьма схожая, хотя имели в виду руководители двух стран, вероятно, совершенно разные вещи.

Заявление президента США появилось уже после начала встреч в Пекине между представителями США и КНР. «Соединенные Штаты приветствуют становление стабильного, мирного и процветающего Китая», — заявил американский лидер. По словам Обамы, отношения между странами должны определяться нацеленностью на сотрудничество и потому президент США хотел бы предложить китайцам «новую модель» отношений. Она включает, судя по всему, углубление экономического сотрудничества, если такое еще возможно, с учетом нынешней тесной связанности экономик двух стран, в обмен на смягчение военно-политического давления КНР на соседей, в первую очередь, Японию.

Многим наблюдателям это явственно напомнило историю с «перезагрузкой» отношений с Москвой, которая закончилась присоединением к России Крыма и введением против нее санкций со стороны Соединенных Штатов.

В свою очередь Си Цзиньпин фактически принял формулу «новой модели» в отношениях двух стран. Однако его понимание смысла, вкладываемого в это словосочетание, явно отличается от американского. «Китай и США имеют отличия в исторических и культурных традициях, в общественном строе и в идеологии, имеют различный уровень экономического развития, а также различные мнения и острые проблемы, которые трудно обойти стороной», - заявил председатель КНР на открытии шестого раунда диалога. И добавил, что «исходя из цели построения новой модели отношений между державами, Китай и США должны уважать друг друга, соблюдать принцип равенства в отношениях, уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, взаимно уважать выбранный путь развития и надлежащим образом урегулировать разногласия и трения».

Иначе говоря, в мягкой форме китайцы говорят о том, что залогом успешного диалога будет признание со стороны США претензий КНР к соседям. В то же время, китайцы не прочь извлечь из этого предложения дополнительную экономическую выгоду. Именно поэтому, по мнению китайского лидера, страны, прежде всего, должны сотрудничать в сфере инноваций, торговых отношений, экологии, а также совместно бороться с терроризмом.

При этом в Пекине готовы подыграть, изобразив якобы происходящую «перезагрузку» двусторонних отношений, которая так нужна администрации Обамы, с треском провалившей уже несколько серьезных глобальных проектов.

Действующему американскому президенту надо реабилитироваться самому и реабилитировать Демократическую партию в глазах избирателей, продемонстрировав серьезный дипломатический прорыв. Си Цзиньпин готов, в разумных пределах, изобразить «взаимные уступки» в диалоге с США, снизить градус давления на соседей, сознательно резко повышенный в последнее время. Но за это американцам придется платить звонкой монетой. Или, например, закрыть глаза на то, как Китай старательно пытается помешать появлению зоны свободной торговли между Соединенными Штатами и Европейским Союзом.

Вариантов для торга у китайцев наверняка припасено достаточно. Так что вероятность того, что им удастся успешно «торгануть» своей вежливой конфуцианской улыбкой весьма велика. Даже несмотря на то, что в перспективе это вряд ли добром аукнется американцам. Ведь собственные политические интересы, а также интересы своей партии, для Обамы вполне могут оказаться важнее, чем гипотетические интересы государства.

Иван Преображенский