Posted 18 августа 2014,, 12:28

Published 18 августа 2014,, 12:28

Modified 31 марта, 12:03

Updated 31 марта, 12:03

Расизм побежден, преступность – нет

18 августа 2014, 12:28
В американском Фергюсоне продолжаются беспорядки, вызванные убийством полицейским чернокожего юноши. Ситуация патовая: если «копа» оправдают - расовые волнения неизбежны, если осудят – забастуют стражи порядка.

В Фергюсоне, пригороде американского города Сент-Луис, продолжаются массовые беспорядки, вызванные убийством белым полицейским чернокожего юноши Майкла Брауна. Губернатор штата Миссури Джей Никсон подписал указ о переброске в это предместье соединений национальной гвардии. Текущую ситуацию в штате в понедельник обсудит президент США Барак Обама со своими помощниками.

По версии полиции, юноша, который только что ограбил магазин, первым напал на полицейского и даже пытался овладеть его оружием. Однако бывший с Брауном его приятель Дориан Джонс уверяет, что полицейский набросился на них без видимых причин.

Трагедия вызвала бурю негодования у жителей Фергюсона, заселенного преимущественно чернокожими. Толпы людей стали громить магазины. При этом «борцы за правду» применяют ту же отработанную тактику, что и во время знаменитого черного бунта в Лос-Анджелесе в 1992. Тогда погромщики одновременно поджигали несколько домов в правильно выбранных точках по окраинам микрорайона. Полицейские и пожарные машины, приезжавшие на пожар, создавали многочисленные пробки, и несколько кварталов оказывались полностью изолированными от внешнего мира.

«В Сент-Луисе, слава Богу, все спокойно. Город живет своей обычной жизнью. А вот в Фергюсон, действительно, пока лучше не соваться!» - рассказал корреспонденту «Росбалта» лидер узбекского оппозиционного движения Бирдамлик Боходир Чориев. Чориев прожил в Сент-Луисе более десяти лет и удивлен происшедшим, так как, по его наблюдениям, черные и белые жители города вполне мирно уживались с друг другом.

Межрасовые отношения в США, действительно, кардинально изменились в лучшую сторону за последние десятилетия. Так, например, сегодня практически невозможно встретить белого американца, который открыто бы выразил свое презрительное отношение к черным – это считается просто неприличным. За четыре года проживания в США мне ни разу не пришлось слышать, чтобы белый назвал в беседе со мной черного негром (на английском это слово звучит, как оскорбление). Также никто из моих белых знакомых не признался в своей неприязни к чернокожим. Пожалуй, единственное исключение – это жители США латиноамериканского происхождения. Так в Калифорнии, где особенно велика доля «латинос», иногда случаются стычки между бандами черных и мексиканских подростков. Белые же в этих конфликтах подчеркнуто держат нейтралитет.

Сегодня некогда гонимый основоположник движения против расовой сегрегации Мартин Лютер Кинг является общепризнанным героем США. Улица имени этого чернокожего пастора есть в любом американском городе, а его день рождения объявлен национальном праздником и нерабочем днем. Квартал, где жил Мартин Лютер Кинг в городе Атланта, превратился в огромный мемориальный комплекс, сопоставимый по масштабам с музеями Ленина в Ульяновске. Здесь также создан музей «ненасильственной борьбы с расизмом», на экскурсию в который приезжают школьники со всей Америки.

В целом ситуация стала значительно лучше даже в "черных гетто" - кварталах городов, где проживают наиболее бедная часть чернокожих. Еще несколько десятков лет назад в нью-йоркском Гарлеме не рисковали появляться не только обычные белые, но даже полицейские. Сегодня же этот квартал стал не только вполне безопасным местом, но и городским центром джазовой культуры, посещаемым как нью-йоркцами, так и туристами. Правда, добиться такого удалось не везде. Например, в Атланте, да и многих других городах Юга США, есть "черные районы", где белые могут, конечно, ездить на машинах, но опасаются останавливаться даже на стоянках.

Побежденный в целом расизм не уничтожил другую серьезнейшую для США проблему: преступность среди чернокожих гораздо выше, чем среди белых. Так негры, составляющие всего 12 процентов населения США, совершают половину всех убийств и 54 процента ограблений. Показательно, что Сент-Луис, в пригороде которого произошла нынешняя трагедия, считается наиболее криминальным городом США.

Даже в относительно безопасных «черных» кварталах городов Америки все равно чувствуешь себя не особенно уютно. Попрошайки и прочие сомнительные личности попадаются здесь на каждом углу. Поражает непривычный для США мусор на улицах, а также массивные решетки на окнах магазинов.

Неудивительно, что полицейские более настороженно относятся к чернокожим, чем к другим группам населения. По данным Pew Research center , 70 процентов негров уверены, что копы честнее ведут себя, имея дело с белыми, чем с ними. Почти столько же (68 процентов) респондентов заявили, что судебная система относится к черным предвзято.

В такой ситуации каждый ставший достоянием общественности факт насилия полицейского по отношению к черному (даже, если это было сделано в целях самообороны) вызывает бурю негодования, причем не только среди негров, но и среди белых либералов. Наиболее хрестоматийный пример - это расовые волнения в Лос-Анджелесе в 1992 году. За год до этого полицейские после продолжительной погони задержали за превышение скорости чернокожего Родни Кинга. В момент ареста Кинг оказал сопротивление, за что и был избит дубинками. «Насилие полицейских над чернокожим» было заснято на видео из соседнего дома. В итоге, когда суд вынес оправдательный приговор избившим Кинга полицейским, в Лос-Анджелесе начались беспорядки. За время этого бунта 12 тысяч человек были арестованы, 53 — погибли, более пяти тысяч зданий сгорели, а общая сумма ущерба составила свыше миллиарда долларов.

Этот бунт был наиболее крупным за последние годы, но более мелкие волнения на расовой почве, вызванные «произволом полицейских», случаются практически ежегодно. В реальности в них участвует ничтожная часть чернокожих, заинтересованных не столько в справедливости, сколько в возможности безнаказанно пограбить магазины. Однако возмущение законопослушных негров и белых либералов насилием со стороны полицейских значительно усложняет действия полиции, боящейся новых обвинений.

Нынешняя ситуация в Фергюсоне для американских властей просто патовая. Если полицейский, убивший Майкла Брауна, будет оправдан, то новые массовые расовые волнения неизбежны. Однако и осуждение стража порядка не сулит ничего хорошего, так как в этой ситуации полицейские могут начать забастовку, не без оснований заявляя, что при таком отношении к ним они попросту не могут поддерживать порядок.

Оба варианта грозят если не полным хаосом, то, по крайней мере, дестабилизацией обстановки во многих городах страны. Опыт лос-анджелесского бунта показывает, что американские силовики не могут эффективно противостоять тактике погромщиков по блокированию городских кварталов с помощью искусственно создаваемых пробок. Ни нацгвардия, ни полиция просто не готовы к успешному быстрому подавлению массовых беспорядков в свой собственной стране.

При этом фергюсоновский бунт может оказаться даже страшнее лос-анджелоесского, так как вероятность цепной реакции в других городах достаточно велика. Так акции солидарности с жителями Фергюсона прошли уже в 90 городах США, включая Вашингтон, где процент живущих там чернокожих достаточно высок.

Игорь Ротарь, Атланта – Сан-Диего