Posted 4 февраля 2015,, 14:44

Published 4 февраля 2015,, 14:44

Modified 31 марта, 09:33

Updated 31 марта, 09:33

Счетная палата нашла виновных в срыве сроков реформы на ж/д транспорте

4 февраля 2015, 14:44

МОСКВА, 4 февраля. В Счетной палате заявили, что сроки правительственной структурной реформы на железнодорожном транспорте сорваны по вине Минтранса России и ОАО "РЖД". Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

Аудитор Валерий Богомолов сообщил, что работа Минтранса России и ОАО "РЖД" по реализации правительственной структурной реформы на железнодорожном транспорте, предусматривающая в том числе создание компаний по перевозке пассажиров в пригородном сообщении (далее - пригородные пассажирские компании), была частично завершена только в 2012 г. (отклонение от установленного срока составило 7 лет). Тем не менее, по словам аудитора, госкомпанией совместно с региональными властями так и не были разработаны эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении.

Также Богомолов отметил, ОАО "РЖД" не были переданы пригородным пассажирским компаниям мотор-вагонные подвижные составы и мотор-вагонные депо. Между тем, по его словам, в 2012-2014 гг. 80% от общего объема расходов пригородных пассажирских компаний приходится на оплату за пользование подвижным составом, его техническое обслуживание и ремонт, а также оплату услуг по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договорам с ОАО "РЖД". По словам Валерия Богомолова, в 2013 г. 19 из 25 действующих пригородных пассажирских компаний были убыточными.

Аудитор сообщил, что, несмотря на действующий льготный тариф при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, убытки пригородных пассажирских компаний за 2013 г. совокупно составили 6,5 млрд. руб. По словам аудитора, наибольшие убытки имели такие компании как "Черноземье" (1,3 млрд. руб.) и "Северная ППК" (около 1,3 млрд. руб.).

"Расходы компаний "Черноземье" и "Северная ППК" по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении более чем в три раза превышали доходы, полученные от перевозочной деятельности", - добавил аудитор. Он отметил, что в 2013 г. прибыль получили Центральная, Московско-Тверская и Северо-Западнаяпригородные пассажирские компании.

В результате неудовлетворительной работы властей отдельных регионов России в 2012-2014 гг. произошел резкий рост тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. По его словам, наибольший рост тарифов на перевозки пассажиров в 2014 г. наблюдался в Республике Бурятия (293%), Республике Татарстан (225%), Пензенской области (167%), Амурской области (150%), а также Кировской области (143%).

"Рост тарифов на пригородные перевозки в этих регионах превышал как уровень инфляции, так и рост реальных доходов населения", - сказал Богомолов. Аудитор отметил, в 2012-2014 гг. было отменено 894 поезда пригородного сообщения в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня. Между тем, как отметил аудитор, ежегодно наблюдается увеличение количества граждан, пользующихся железнодорожным транспортом. Так, по словам Валерия Богомолова, в 2013 г. в пригородном сообщении было перевезено 969 млн. человек, что на 27 млн.человек больше чем в 2012 г.

За 2012 - 2013 гг. и первое полугодие 2014 г. Росжелдором были компенсированы убытки ОАО "РЖД", связанные с оказываемыми услугами ООО "Аэроэкспресс", в сумме 1,5 млрд. руб. Между тем, по его мнению, возмещение ОАО "РЖД" таких убытков за счет бюджетных средств представляется необоснованным, поскольку ООО "Аэроэкспресс" использует в своей деятельности коммерческие тарифы и не включено в реестр субъектов естественных монополий.

"В данном же случае получается, что тарифы на перевозку пассажиров государством не регулируются, но в то же время осуществляется субсидирование коммерчески эффективного нерегулируемого сегмента пригородных пассажирских перевозок", - прокомментировал аудитор. Кроме этого, по мнению аудитора, двухуровневое регулирование тарифов в пассажирских перевозках железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ФСТ России и регионам требует пересмотра.

"Инфраструктура железнодорожного транспорта используется для всех видов перевозок, включающих грузовые, дальнего следования и пригородного сообщения, и соответственно все затраты на предоставление услуг инфраструктуры может объективно рассчитать только ФСТ России, а возможности перепроверить тарифную составляющую на инфраструктуру, аренду и ремонт подвижного состава у регионов отсутствуют", - пояснил аудитор.

Коллегия СП решила направить представления в ОАО "РЖД", Росжелдор, ФСТ России, информационное письмо в правительство России, Минтранс России. Отчет направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.