Posted 28 февраля 2015,, 15:33

Published 28 февраля 2015,, 15:33

Modified 31 марта, 09:12

Updated 31 марта, 09:12

Запад не верит в провокацию

28 февраля 2015, 15:33
Убийство Бориса Немцова стало главной темой не только в Москве. В европейских и американских СМИ эта новость вышла на первое место уже к утру субботы. Версии звучат разные, но большинство комментаторов так или иначе говорят о вине властей России.

Первые комментарии по поводу убийства бывшего первого вице-премьера российского правительства Бориса Немцова со стороны зарубежных политиков начали появляться еще ночью. Осуждая убийц, многие говорили об «атмосфере насилия» в России. Лица, не столь официальные, как главы государств, вроде Барака Обамы или Ангелы Меркель, также указывали на то, что, по их мнению, власть страны, где произошло такое преступление, всегда виновна в произошедшей трагедии. Показателен в этом смысле комментарий генсека Совета Европы - Турбьерн Ягленд не просто принес свои соболезнования, но и подчеркнул, что это политическое убийство стало признаком атмосферы ненависти и нетерпимости, которая развивается во многих частях Европы и, в том числе, в России.

В отличие от нашей страны, где звучат самые разнообразные комментарии по поводу гибели оппозиционера, в том числе и откровенно злорадные, зарубежные политики и пресса, даже в странах, у которых налажены отношения с Кремлем, воздерживались от каких-либо критических замечаний в адрес покойного или его соратников. Даже официальная пресса Сербии, которая называет Немцова не слишком популярным политиком, именует его не иначе как лидером оппозиции. Ну а если говорить о сербских СМИ, позиционирующих себя независимыми, то там немало и весьма резких комментариев, где применительно к случившейся трагедии упоминаются и “российская диктатура”, и даже "стиль КГБ".

В западноевропейской и американской прессе оценки были еще жестче. Немцова называли популярным оппозиционным лидером и многие комментаторы не сомневались в прямой причастности Кремля к его гибели. Некоторые, как, например, чешское издание Hospodářské noviny, вспоминали и недавнее создание в России движения «Антимайдан», поставившего своей целью борьбу с оппозицией вплоть до физического ей противодействия.

Самым распространенным заголовком можно назвать приблизительно следующий: «Противник Путина Борис Немцов застрелен в Москве». Так назвала один из своих материалов и польская Gazeta Wyborcza, и сразу несколько американских изданий.

Что касается одной из наиболее часто звучащих в официальных российских СМИ версий о некоей «сакральной жертве» или «провокации», в том числе, «против российских властей», то она подается в европейской и американской прессе только в виде цитат из высказываний российских официальных лиц, например, пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова или президента Чечни Рамзана Кадырова. Часто эти цитаты сопровождаются язвительными комментариями о том, что российские власти, похоже, хотят убедить весь мир, что убийство чаще всего выгодно самому убитому.

Официальные развернутые комментарии появились несколько позднее. По информации «Росбалта», ведущие западные лидеры перед этим координировали свою позицию - как минимум на уровне дипломатических ведомств. Прямым свидетельством согласования публичной реакции, в частности, служит совместное возложение цветов на месте гибели Бориса Немцова в Москве послами всех стран ЕС.

Из глав зарубежных государств резче всех, пожалуй, выступил президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. «Последний раз мы встречались в Швеции, обсуждали войну на Украине», - заявил он и напомнил, что Борис Немцов собирался вскоре обнародовать свое очередное расследование, неугодное российское власти, на сей раз на тему украинской войны. Французский президент Франсуа Олланд был куда осторожнее и просто осудил убийство, призвав к его скорейшему расследованию. Его американский коллега Барак Обама также не стал делать резких выпадов в адрес российских властей, хотя, что стоит отметить, первая реакция со ссылкой на его заявление появилась ночью в “твиттере” Совета по национальной безопасности США.

Однако уже глава американской дипломатии Джон Керри был заметно резче. Он потребовал скорейшего расследования, заявив, что убитый «посвятил свою жизнь созданию более демократичной, преуспевающей и открытой России, а также укреплению отношений между Россией и ее соседями и партнерами, включая Соединенные Штаты», а также борьбе с коррупцией. В свою очередь британский МИД пообещал пристально следить за ходом российского расследования.

Что касается германского канцлера Ангелы Меркель, то после комментария официального представителя немецкого правительства Штеффена Зайберта остается очень мало сомнений в ее позиции в связи с убийством Бориса Немцова. «Канцлер ценит мужество бывшего вице-премьера, который всегда открыто выражал свою критику политики правительства, она передает его родственникам свои соболезнования и призывает президента Владимира Путина обеспечить скорейшее расследование и наказание виновных», - говорится в сообщении пресс-службы немецкого правительства.

Практически аналогичное заявление сделала и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и заместитель председателя Еврокомиссии Федерика Могерини. «С негодованием и чувством глубокой печали узнала я новость о жестоком убийстве Бориса Немцова, бывшего заместителя председателя правительства Российской Федерации, бывшего губернатора Нижнего Новгорода и одного из лидеров либеральной оппозиции России», - говорится в разосланном ее пресс-службой сообщении. «Он был убит накануне организуемой им 1 марта демонстрации против последствий экономического кризиса и конфликта на Украине», - подчеркнула глава дипломатии ЕС.

«Борис Немцов был активным сторонником современной, процветающей и демократической Российской Федерации, открытой миру. Наши мысли с его семьей и друзьями, а также народом России. ЕС ожидает, что российские власти проведут полное, быстрое и прозрачное расследование этого убийства, в результате чего виновные без промедления предстанут перед судом», - заявила Могерини.

То обстоятельство, что в ЕС именно «ожидают», а не «надеются» - это весьма существенно, с учетом особенностей дипломатического языка. Значит, надежд уже никаких не осталось. Есть только ожидания, причем не самые, похоже, радужные.

Иван Преображенский