Posted 15 мая 2015,, 16:33

Published 15 мая 2015,, 16:33

Modified 31 января, 04:23

Updated 31 января, 04:23

В России рады далеко не всем

15 мая 2015, 16:33
Не дождавшись отмены западных санкций, Госдума вводит запрет на работу в РФ «нежелательных» иностранных организаций. Судя по тексту законопроекта, в «черном списке» могут оказаться и зарубежные бизнес-структуры.

Законопроект о нежелательных иностранных организациях заручился в пятницу во втором чтении поддержкой всех фракций российской Госдумы. В первом чтении депутаты приняли его еще в январе, но с тех пор работа над документом изрядно затянулась, а по Охотному ряду поползли слухи, что до второго чтения дело так и не дойдет.

Признание какой-либо иностранной компании нежелательной фактически будет означать запрет на ее работу в России. При этом банки будут обязаны отказать ей в проведении денежных операций. Не поздоровится также российским гражданам и компаниям, сотрудничающим с фигурантами «черного списка» - им грозит штраф до ста тысяч рублей, а организаторам «нежелательной деятельности» и вовсе тюрьма на срок до шести лет.

Повременить с принятием столь «крутого» закона просил одно время Минюст, долго совещались между собой и в других органах власти, при этом особое беспокойство по поводу этой инициативы испытывали в Минэкономразвития, рассказал источник «Росбалта» в Госдуме. По его сведениям, на принятии законопроекта настоял Совет безопасности РФ, который и выступил неофициальным разработчиком документа (официально под ним подписались два депутата - Александр Тарнавский и Антон Ищенко).

Как рассказывают на Охотном ряду, люди из Совбеза в итоге сумели убедить всех сомневающихся, что закон станет лишь инструментом превентивного воздействия на недружественные западные страны, и что он не будет применяться огульно.

От принятия закона депутатов не удержало даже наметившееся «потепление» в отношениях России с Западом и возможная отмена санкций в 2016 году. Хотя в Думе на этот счет не сказали и слова - на рассмотрение законопроекта во втором чтении ушла всего пара минут.

При этом при доработке ко второму чтению документ практически полностью переписали и, как может показаться на первый взгляд, серьезно смягчили. Так, из текста исчезла формулировка, из которой следовало, что нежелательной в России могут признать любую иностранную и международную организацию, как коммерческую, так и некоммерческую.

Ко второму чтению появилось норма, согласно которой нежелательными будут считаться «иностранные и международные неправительственные организации (НПО)», чья деятельность угрожает «основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства». Таким образом, депутаты формально вывели из-под удара работающие в России иностранные бизнес-структуры, поскольку под НПО у нас традиционно подразумеваются некоммерческие организации (НКО).

«Но это обманка, потому что в российском законодательстве нет такого термина - «неправительственная организация». То есть, НПО может быть как коммерческой, так и некоммерческой», - заявил «Росбалту» депутат Госдумы Дмитрий Гудков. В результате закон будет бить именно по иностранному бизнесу, работающему в России, ухудшая и без того плохой инвестиционный климат, говорит депутат. «На каждые шпроты найдется свой Онищенко, и люди в погонах смогут без суда ликвидировать любую организацию», - добавил Гудков.

Между тем, новая формулировка позволяет вывести из-под действия закона такие организации, как ЮНЕСКО и ООН.

Один из авторов проекта, депутат Госдумы Александр Тарнавский в комментарии для «Росбалта» также подтвердил, что новое определение нежелательной организации, хоть и стало «компромиссным вариантом», на практике может толковаться как угодно. «Разные трактовки действительно возможны, мне уже по этому поводу человек тридцать юристов и журналистов позвонили. Причем лично я считаю, что закон будет распространяться на иностранные бизнес-структуры. И это правильно, потенциальный вред могут нанести именно коммерческие организации: банки, ТНК, а НКО без денег ничего не смогут сделать», - сказал Тарнавский.

При этом соавтор законопроекта признается, что не хотел бы видеть в списке ни одну зарубежную компанию. «Но у нас должен быть инструмент, чтобы ответить, раз американцы первыми начали», - заметил Тарнавский. В качестве примера он сослался на российский концерн «Калашников», который в США признали нежелательным. Между тем, у российских оружейников треть продаж приходилась именно на американский рынок.

Елена Земскова