Posted 14 июля 2015,, 12:52

Published 14 июля 2015,, 12:52

Modified 31 марта, 07:12

Updated 31 марта, 07:12

Свобода Ирана аукнется России

14 июля 2015, 12:52
С Ирана снимают санкции. Десять лет он может не опасаться возобновления давления со стороны международного сообщества, если на этот срок откажется от проектов по созданию собственной ядерной бомбы. Для экономики России – это плохая новость.

С Ирана снимают санкции. Десять лет он может не опасаться возобновления давления со стороны международного сообщества, если на этот срок откажется от проектов по созданию собственной ядерной бомбы. Для экономики России – это плохая новость.

Главным пунктом так называемого соглашения по ИЯП (иранской ядерной программе) является, разумеется, отказ Тегерана от попыток произвести собственную бомбу. Для этого предусмотрено несколько ограничений. Во-первых, на 8 лет ограничена возможность для обогащения урана на иранской территории в целом. Как говорится в документе, который цитируют информационные агентства, «долгосрочный план действий предусматривает согласованные определенные ограничения на любое обогащение урана и связанные с обогащением урана действия, включая определенные ограничения на исследования и разработку в течение первых восьми лет» после подписания документа. Лишь по истечении этого срока Иран имеет право на постепенное создание и запуск новых программ по обогащению урана. Разумеется, исключительно в мирных целях.

Свой реактор на объекте в Араке Иран также обязуется переделать для использования только в мирных целях. Это недвусмысленно свидетельствует о том, что иранцы де-факто признали: ранее они стремились к получению ядерного оружия.

За перестройкой реактора будет следить МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Собственно, оно же в целом выступит в роли главного надзирателя за Ираном. «Я подписал «дорожную карту» между Ираном и МАГАТЭ для прояснения неясных вопросов, касающихся прошлого и настоящего иранской атомной программы», - заявил также журналистам в Вене глава МАГАТЭ Юкия Амано. Таким образом, Тегеран согласился еще и на расследование его предыдущих изысканий в области атомных исследований.

Помимо этого, на пять лет против Ирана вводятся новые санкции: на поставку вооружений. В большинстве новостей ошибочно говорится о том, что уже существующий запрет на поставку оружия официальному Тегерану будет продлен еще на пять лет. В реальности же такого запрета никогда не существовало. Об этом неоднократно ранее напоминали российские официальные лица, доказывая право Москвы продать иранцам зенитно-ракетные комплексы С-300. Причина в том, что санкции на поставки вооружений вводились отдельными странами, но Совет безопасности ООН не запрещал продавать в Иран оборонительное вооружение.

Теперь же соответствующий пункт появится в резолюции Совбеза ООН, которая, как заявил журналистам в Вене министр иностранных дел России Сергей Лавров, уже полностью согласована. Соответственно, уже в ближайшее время начнет действовать запрет на поставки иранцам вооружений сроком на пять лет. Правда, могут быть сделаны и исключения. «В итоге, был достигнут между иранцами и западными коллегами компромисс, который мы с Китаем, естественно, поддержали, учитывая, что это устроило Иран: пять лет, но в течение этого периода поставки вооружений в Иран возможны при прохождении соответствующей процедуры уведомления и верификации через Совет Безопасности ООН», - объяснил Лавров журналистам.

Жестче всех на достигнутое с Тегераном соглашение отреагировали израильские политики. Категорически осудил его премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Замминистра иностранных дел Израиля Ципи Хотовели назвала произошедшее «капитуляцией» Запада перед иранской «осью зла». Ну а министр культуры и спорта Израиля Мири Регев сказал, что, по его мнению, соглашение в нынешнем виде - равносильно выдаче Ирану «лицензии на убийство».

Совсем иначе реагируют на разрешение многолетнего кризиса в отношениях с Ираном западные политики. Больше всех, очевидно, рад президент США Барак Обама. Он не скрывал это в своем спецвыступлении, которое не стал откладывать надолго и провел в 7 утра (по местному времени), практически сразу же после получения новости о подписании окончательного десятилетнего соглашения.

Обама, разумеется, не мог не напомнить, что претензии к Ирану не исчерпываются его ядерной программой, и пригрозить, что санкции будут восстановлены сразу, как только Тегеран попытается нарушить соглашение. Но в целом президент США своего торжества и не думал скрывать и предупредил своих республиканских оппонентов в Конгрессе, что наложит вето на любое решение, препятствующее заключению соглашения. «Ставки так высоки, что у нас нет времени обсуждать и откладывать», - заявил американский лидер.

Президент США радуется не зря. Теперь он сможет записать на свой счет не только примирение с Кубой, конфликт с которой продолжался много десятилетий, но и прекращение менее длительного, но не менее драматического противостояния с Ираном. Можно сказать – отработает авансом выданную ему Нобелевскую премию мира, а внутри США серьезно поможет Хилари Клинтон – главному кандидату в свои преемники от демократов.

Труднее понять, чему радуются российские политики, например, Владимир Путин, который одобрил заключение в Вене соглашения по ИЯП. Разумеется, с общечеловеческой точки зрения понятно, что решение проблемы ядерной программы Ирана, если речь, и правда, пойдет об отказе Исламской республики от программы по созданию ядерного оружия, – это в целом хорошая новость. Но ведь есть еще и экономические интересы России. Приятно, конечно, что российские атомщики получат по итогам соглашения, контракт на переделку иранских ядерных объектов, чтобы их нельзя было использовать в военных целях, и заберут из Ирана низкообогащенное, но потенциально опасное ядерное топливо, а также будут поставлять туда свое. Это достаточно неплохие и прибыльные контракты.

Проблема в другом. Санкции, которые действовали против Ирана, резко ограничивали его экономические возможности - экспорт нефти и природного газа, изолировали его банковскую систему. Теперь Иран открывается для инвестиций. Нефть на мировой рынок потечет рекой. Хотя некоторые эксперты сомневаются в способности Ирана быстро восстановить докризисный уровень добычи в 4,4 млн баррелей в день, сами иранцы говорят о готовности оперативно достичь этих показателей. Предварительные соглашения с некоторыми западными нефтяными гигантами уже подписаны.

На фоне падения спроса на нефть со стороны Китая и греческого кризиса в ЕС уже сам факт возвращения Ирана на свободный нефтяной рынок может психологически так повлиять на нефтетрейдеров, что цены на «черное золото» начнут падать уже завтра. Для курса российского рубля в краткосрочной перспективе и для всей российской экономики (в долгосрочной) – это будет означать обвал.

И это только одна проблема. А есть и масса других. Например, конфликты на Каспии из-за месторождений и прокладки в ЕС разнообразных транскаспийских нефте- и газопроводов, которые Иран раньше раздражали. Теперь он их наверняка поддержит. Так что российским властям явно радоваться нечему. На свободу из-под санкций выходит вовсе не потенциальный союзник, а очень опасный конкурент.

Иван Преображенский