Posted 29 августа 2015,, 07:13

Published 29 августа 2015,, 07:13

Modified 31 января, 06:30

Updated 31 января, 06:30

Как не потерять ребенка в Сети

29 августа 2015, 07:13
Большинство современных детей пользуются различными гаджетами чуть ли не с младенчества. О том, почему родители не должны этого допускать, рассказала семейный и детский психолог, кандидат психологических наук Лариса Суркова.

Почти каждый второй российский ребенок начинает осваивать различные гаджеты в возрасте до трех лет. То есть гаджетозависимость впитывается чуть ли не с молоком матери. Причем большинство детей используют электронные устройства для развлечения, а не для обучения. Об опасностях такой ситуации и способах ее избежать «Росбалту» рассказала семейный и детский психолог, кандидат психологических наук Лариса Суркова.

- Лариса, вы сами – мама четверых детей, при этом ведете активную деятельность в Сети: родители называют вас «психологом всея Инстаграма»,многие приходят за советами и рекомендациями на ваш сайт. Как правильно организовать образование детей в семье с учетом массовой гаджетизации жизни? Понятно, что лучше заменить планшет книгой, но если не получается - как быть? Что делать с детьми в виртуальном мире?

- На самом деле, главный вопрос - даже не «что», а «когда». Проблема в том, что компьютеризировать жизнь своих детей родители сейчас стремятся очень рано. Подчас в возрасте еще до года в жизни малышей появляются первые телефоны, планшеты и другие гаджеты, с помощью которых мамы и папы пытаются демонстрировать «развивающие» мультики или игры.

Родители объясняют это тем, что, мол, если не начать сейчас, то потом, когда ребенок подрастет, он будет себя чувствовать обделенным, поскольку другие дети уже будут уметь обращаться с гаджетами, а он – нет. Но очень часто оказывается, что за такой позицией скрывается родительская беспомощность перед ситуацией. Например, чтобы ребенок шире открывал рот за обедом, проще включить для него мультик, чем придумывать, как накормить другими способами. Иногда это просто лень, нежелание посидеть, поговорить с ребенком, поиграть с ним: легче вручить ему планшет и заняться собственными делами.

Если дошкольный возраст своих детей вы успешно пережили, надо готовиться к следующей проблеме. На пороге школы у многих родителей начинается настоящая паника под тем же предлогом: «ну как же, у всех есть, мой разве хуже?» То есть вылезает все тот же психологический комплекс: лишь бы не показаться плохим родителем на фоне остальных. Но, к счастью, большинство школ запрещают использование компьютерных игр и гаджетов на переменах, а значит, у детей нет возможности (по крайней мере, в начальных классах) обмениваться подобного рода информацией.

В возрасте любознательности, с 7-9 лет, ребенок часто обращается к родителям с вопросами на тему «что-где-когда» и «почему». А ему говорят: «Спроси у Гугла!» Естественно, он в конце концов начинает замещать общение с родителями взаимодействием с компьютером, потому что там подчас можно узнать о чем-то гораздо быстрее и полнее, чем от мамы с папой.

Тем временем, для того чтобы дети читали книги, очень важен пример в семье. Если родители сами проводят все свободное время с электронным устройством, согласитесь, сложно ожидать от детей особой любви к книгам. И наоборот - если родители увлечены чтением и часто обращаются к источникам информации именно в книжном виде, дети станут этому подражать.

Конечно, здорово, если в общении ребенка с гаджетом присутствует познавательный или развивающий компонент: есть немало игр, веб-энциклопедий, детских порталов, где дается информация, картинки, фильмы с пользой для ребенка. Большинство родителей уже научили своих детей пользоваться основными поисковыми системами, делать правильные запросы. Однако время, проведенное с электронным устройством, должно быть жестко лимитировано, а особенное внимание следует уделить вопросу электронной безопасности ребенка, наличию в компьютере программ, позволяющих блокировать нежелательные ссылки.

Крайне важно, допуская ребенка в виртуальный мир, не нанести при этом вреда детской психике. Если об этом не думать, последствия могут быть ужасными… Приведу пример из своей практики. Недавно ко мне обратилась мама мальчика 6,5 лет, который, зайдя в поисковик по самому безобидному поводу, попал на порно-сайт. Причем оказался он там, вбивая запрос на какое-то детское слово - так уж устроена Сеть… В итоге мальчик, просмотрев некое количество порно-изображений, впал в состояние тяжелейшего невроза - поскольку провел параллель с жизнью своей семьи и решил, что его отец таким образом издевается над мамой (детская психика воспринимает порно именно так). Ребенок перестал есть, у него обострились отношения с папой, а родители в панике не могли понять, как с этим бороться.

А если такое, не дай Бог, произойдет с подростком-максималистом, для которого вообще существует только черное или белое? В таких случаях сталкиваешься с ситуациями жизни и смерти, когда в ответ на какой-то негативный комментарий в соцсети - например, если девочке напишут «Ты толстая корова», - ребенок может навредить себе… Подобные трагедии не единичны. И зачастую неокрепшая детская психика совершенно не готова к столкновению с виртуальным миром. Но запретный плод для ребенка всегда сладок, и родители должны об этом помнить.

- Понятно, что сами собой связанные с гаджетизацией проблемы не исчезнут. Вы можете представить себе будущее, в котором возможности Интернета станут использоваться только на пользу детям?

- Да, если будет решен глобальный вопрос безопасности детей в Сети. Когда-нибудь такое произойдет.

А пока родители сами должны позаботиться об этом. Например, сделать подборку нейтральных ресурсов, куда могли бы заходить дети. А попутно контролировать все их обращения к поисковикам. Можно найти соответствующие подборки в Интернете, в школьных программах - уже готовые, рекомендованные другими родителями, проверенные на себе.

- Есть ли у компьютерного образования детей вообще какие-то преимущества перед обычным, по книжкам?

- Особых преимуществ, на мой взгляд, нет. Человек - существо социальное, и ребенок должен развиваться в обществе, а не в Сети, тем более маленький. Его развитие состоит не в том, чтобы за 20 секунд собрать все пазлы в планшете, а в живом общении с родителями и окружающими людьми. Он должен гулять, обсуждать явления природы, отношения людей - словом, жить полноценно.

- А возможность читать в гаджете детские книги, знакомиться с новыми литературными героями? Разве это не преимущество?

- Это подходит, скорее, для детей школьного возраста, а не для малышей. Дошкольникам вполне достаточно общения с родителями, обычных книг, мультиков и т. п. В этот период жизни у ребенка еще нет потребности пользоваться компьютерными базами данных.

В школе – уже другое дело, тем более что в электронных библиотеках можно найти практически любую книгу. И это действительно преимущество, поскольку далеко не каждая семья может позволить себе приобрести все книги по школьной программе из-за их дороговизны. А в Интернете можно найти все, что нужно, и таким образом сэкономить семейный бюджет.

К сожалению, как я уже говорила, дети прежде всего спешат узнать в Интернете то, чего им знать не обязательно; активно интересуются агрессивными ресурсами, где много ненормативной лексики и возможностей для слишком раннего сексуального взросления. А тех, то использует Интернет для учебы, образования, мало. В лучшем случае это происходит в рамках школьной программы, если что-то было задано на дом и нужно сделать урок. При этом дети понимают, что любой пример или задачку можно найти уже решенными в Сети, а потому не спешат напрягать мозги, предпочитая по поисковому запросу получить готовое решение - и забыть о нем. То есть тут нет никакого развития, а происходит, скорее, деградация интеллекта.

- Значит, вы против обучения и воспитания детей с помощью Интернета?

- Нет, конечно, ведь бывают разные ситуации. Например, когда дети находятся на надомном обучении, у них по каким-то причинам нет возможности посещать школу, приглашать домой учителей и нанимать репетиторов. Конечно, в этом случае компьютерные технологии незаменимы, особенно если проводить обучение по Скайпу, в формате видеоконференции.

- Были ли у вас проблемы с гаджетозависимостью при воспитании собственных детей?

- Разумеется, были, когда дети находились в подростковом возрасте. И на своем опыте мы с мужем убедились, что иногда лучшее лечение ребенка от такой зависимости – полностью убрать компьютер из его жизни. Приходится вынести день-два конфликтов, но потом ребенок становится бодр, весел, розовощек - и через пару месяцев может вернуться к рациональному использованию компьютера без каких-то пагубных влияний.

- Выходит, что, как бы родители и учителя ни пытались использовать гаджеты «в мирных целях», электронные устройства все равно приносят больше вреда, чем пользы?

- Пока ситуация выглядит именно так. Единственное исключение – уроки в школе, где дети используют интернет-ресурсы. Плюс контролируемые занятия под присмотром родителей. Самостоятельное общение с гаджетами может пойти на пользу только в том случае, если родители очень серьезно думают об электронной безопасности ребенка.

Беседовал Владимир Воскресенский