Posted 30 сентября 2015,, 11:27

Published 30 сентября 2015,, 11:27

Modified 31 марта, 06:04

Updated 31 марта, 06:04

Сирийское небо мало для двоих

30 сентября 2015, 11:27
Россия официально приступает к военной операции в Сирии – такое разрешение дал Совет Федерации. При этом в западных СМИ уже появилось информация о том, что Москва потребовала убрать американские самолеты из этой страны.

Совет Федерации утром в среду единогласно одобрил решение об использовании вооруженных сил России в Сирии. В отличие от мартовского голосования 2014 года, когда верхняя палата парламента разрешила президенту направить российских военных на Украину (таким правом, по официальной версии, глава государства тогда не воспользовался) на этот раз заседание было закрытым. С учетом прошлого опыта — это неудивительно. Тогда журналисты и комментаторы долго обсуждали, не был ли в ходе голосования 1 марта 2014 года нарушен регламент Совета Федерации, нарушались ли конституционные законы и, наконец, насколько срочно свозили сенаторов, и скольким удалось уклониться от участия в этом процессе.

При голосовании за закрытыми дверями таких подозрений ни у кого возникнуть не могло. Даже с учетом того, спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко вначале отказалась сообщить прессе, о применении силы на территории какой зарубежной страны идет речь. Лишь после единогласного решения сенаторов (162 голоса «за» и ни одного «против» или воздержавшегося) стало известно, что речь шла о разрешении использовать российские вооруженные силы в Сирии.

Об этом рассказал глава администрации президента РФ Сергей Иванов. Как пояснили в Кремле, «глава государства подписал распоряжения о назначении руководителя Администрации президента РФ Сергея Иванова, заместителя министра иностранных дел РФ Михаила Богданова и статс-секретаря - заместителя министра обороны РФ Николая Панкова официальными представителями президента при рассмотрении обращения в Совет Федерации о согласии на использование контингента ВС РФ за пределами Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права».

Подтвердив, что речь идет, на этот раз, именно о Сирии, Иванов также заявил, что участие российских военных в боевых операциях на земле исключено – речь идет только об использовании военно-воздушных сил. Охрана морских и авиационных баз, грузовых конвоев, которые могут проходить через территории, где идут боевые действия, и другая подобная вполне боевая активность, судя по всему, российскими властями «сухопутными операциями» не считаются.

Кроме того, Сергей Иванов рассказал о том, что стало поводом для голосования в Совете Федерации. По словам главы президентской администрации, Владимир Путин послал запрос сенаторам после того, как «президент Сирийской Арабской Республики (Башар Асад) обратился к руководству нашей страны с просьбой об оказании военной помощи».

Как утверждается, речь идет о совместной борьбе против «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории России). Правда, вопрос в том, совместно с кем. Понятно, что в одной лодке с Россией собственно Асад, а также Иран и официальные власти Ирака, которые создали в Багдаде международный центр по обмену военной информацией. Саудовская Аравия явно в этой коалиции не появится, поскольку глава МИД королевства Адель аль-Джубейр одновременно с началом российской операции в Сирии заявил, что Башар Асад должен покинуть свой пост, в противном случае он будет отстранен от власти насильно. А это значит, что с той частью сирийской оппозиции, спонсором которой выступают саудиты, не только Асаду, но и российским военным придется воевать и дальше.

В свою очередь США высказываются заметно мягче, что явно свидетельствует о готовности сотрудничать с Россией и ее партнерами. Вначале глава американской дипломатии Джон Керри аккуратно скорректировал позицию Вашингтона по Асаду, уточнив, что на немедленной отставке сирийского лидера американцы больше не настаивают, хотя и продолжают считать, что в будущем он должен уйти. Ну а позднее, уже после голосования в Совете Федерации, пресс-секретарь американского диппредставительства в Москве Уильям Стивенс заявил, что у России и США есть общие интересы по борьбе с терроризмом, то есть «Исламским государством». Кроме того, Владимир Путин и Барак Обама договорились на встрече в Нью-Йорке о создании канала обмена информацией, чтобы избежать недопонимания, которое может возникнуть у российских и американских военных подразделений.

Правда, если верить телеканалу Fox News, первое такое недопонимание уже возникло. Россия якобы в ультимативной форме потребовала, чтобы американские самолеты покинули сирийское воздушное пространство. Весьма возможно, что речь идет о журналистском преувеличении или, чего тоже нельзя исключать, о попытке сорвать нью-йоркские договоренности Путина и Обамы со стороны некоторых американских военных, недовольных решением президента США о возобновлении сотрудничества с Россией. При этом стоит отменить, что Fox News – это СМИ, считающееся рупором Республиканской партии США, которая сейчас жестко критикует внешнюю политику Обамы.

Как бы то ни было, в Москве теперь настаивают, что только Россия вправе использовать свои войска на территории Сирии, поскольку ни у одной другой страны нет на это разрешения сирийских властей.

Тем временем главком сил НАТО в Европе американский генерал Филип Бридлав продолжает сомневаться в том, что Кремль в реальности намерен воевать с «Исламским государством». По его словам, российская активность в Сирии слишком похожа на создание «зон блокированного доступа» (Anti-Access/Area Denial), которые ранее Москва уже организовала в Калининграде и в Крыму. А такая активность, по словам генерала, никак не может быть направлена против ИГ.

Как бы то ни было, в Сирии явно начинается притирка российских вооруженных сил, которые после решения Совета Федерации готовы обнаружить себя, и американцев с их союзниками. В сложившейся ситуации, когда многие страны (например, Саудовская Аравия и Франция) выступают категорически против российского присутствия в Сирии, самое главное - чтобы эта «притирка» обошлась без «пристрелки», а речь в итоге пошла бы именно о совместной операции против «Исламского государства».

Потому что это, наверное, единственная задача, которая может оправдать ввод российских войск в Сирию вопреки (если верить социологам из Левада-Центра) мнению большинства населения страны.

Иван Преображенский