Posted 14 ноября 2015,, 13:23

Published 14 ноября 2015,, 13:23

Modified 31 марта, 05:29

Updated 31 марта, 05:29

От терактов в Париже правые выиграют лишь временно

14 ноября 2015, 13:23
Теракты во Франции могут стать предлогом для пересмотра миграционной политики ЕС. Насколько вероятен такой сценарий, рассказал главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко.

Серия терактов 13 ноября в Париже, в результате которых погибло около 130 человек, а сотни получили ранения, может усилить позиции правых в Европе и стать предлогом для пересмотра миграционной политики ЕС.

О том, насколько вероятен такой сценарий, обозреватель «Росбалта» побеседовал с ведущим научным сотрудником института Европы РАН, главным редактором журнала «Современная Европа» Виктором Мироненко.

- На ваш взгляд, кто может быть заинтересован в масштабных терактах в Париже с учетом того, что Франция далеко не самый активный участник военной операции в Сирии?

- Не хотелось бы строить сейчас какие-то версии и предположения на эту тему. Я полагаю, что это не выгодно никому – ни Европейскому союзу, ни России, ни даже террористам из известных организаций. Это варварство противоречит любым объективным интересам. Другое дело, что в любом регионе мира есть люди, фанатики, которые не понимают этих объективных интересов, которые руководствуются какими-то своими собственными интересами и готовы отстаивать их любыми способами.

Я могу лишь оценивать произошедшее как трагедию, как следствие массы различных заблуждений и политических ошибок разных сторон, как сочетание фанатизма и безответственности.

- Усилят ли эти теракты позиции крайне правых партий во Франции и в Европе в целом?

- Думаю, что на первых порах – да. Первая эмоциональная реакция на эти события, конечно, будет играть на руку «Национальному фронту» Марин Ле Пен и другим крайним силам не только во Франции, но и в Европе в целом. Но в среднесрочной перспективе – нет. Когда пройдет боль и острота события, у всех здравомыслящих людей, естественно, возникнут мысли о том, чтобы подобное не повторилось. Но просто приведу в пример эпизод из фильма «Телохранитель», в котором главный герой говорит, что защититься от того, кто наметил какую-то акцию и готов пожертвовать своей жизнью, нельзя (как уже известно, семь из восьми погибших террористов были смертниками – «Росбалт»).

Мир сегодня глобализуется, границы постепенно стираются, люди становятся намного мобильней, информация охватывает весь мир, наступает совершенно новая эпоха. Пытаться в этой новой эпохе защититься от подобных опасностей традиционными методами – ужесточениями, авторитарными режимами, закрытием границ – совершенно безнадежно. Краткосрочные выигрыши от таких мер, которые, конечно, будут предлагаться правыми силами, в перспективе могут обернуться очень серьезными потерями, в том числе, и для самих правых.

Когда уйдет острота ощущений, люди осознают, что это (исламские экстремисты и европейские крайне правые – «Росбалт») – две крайности, которые взаимно дополняют и провоцируют друг друга.

- Может ли в результате этих атак подвергнуться пересмотру европейская политика мультикультурализма и толерантности? Могут ли они повлиять на пересмотр миграционной политики Евросоюза, не приведут ли к закрытию его границ?

- Что касается миграции, я уверен, что проблема реально есть и от нее нельзя просто так отмахнуться. Страны Евросоюза активно пытаются сейчас ее решать. Конечно, эти события еще больше привлекут внимание Брюсселя к ней. Но у нее нет какого-то одного решения. Распустить ЕС, отменить Шенген? Это не решение этой проблемы. Будучи принятыми, такие меры ни к чему бы не привели. Этот вопрос решается в Брюсселе комплексно, события в Париже еще раз привлекут внимание к этим вопросам, но нужно думать о причинах, которые вынуждают людей бросать свою родину, нужно решать проблему нелегальной миграции.

- Какие еще могут быть политические последствия этих терактов?

- Одним из наиболее заметных их результатов может стать отвлечение внимания европейцев от проблем России и Украины. Евросоюз будет вынужден сконцентрироваться на решении перечисленных выше проблем…

Первая эмоциональная реакция на эти теракты будет самой простой и очевидной – усиление мер контроля, поиск тех сил, которые организовали эти террористические акты и так далее. Но еще раз подчеркну – в условиях, когда глобализация набрала такие обороты, противостоять этим опасностям старыми средствами невозможно. Проблема в том, что мир объединяется, а политические институты – и международные, и национальные государства - остаются старыми. Прежним остается и политическое мышление, как говорил мой старый товарищ - Михаил Горбачев. Конечно, национальные государства нужны и от них невозможно отказаться, но они уже не могут решать тех задач, которые уже давно стали всемирными.

Беседовал Александр Желенин