Posted 18 апреля 2017,, 10:26

Published 18 апреля 2017,, 10:26

Modified 31 января, 14:54

Updated 31 января, 14:54

Экс-владелец банка «Снорас»: Российские законы лучше позволяют защищать свои активы за рубежом

18 апреля 2017, 10:26

Рассмотрение апелляционной жалобы банкира Владимира Антонова к минюсту Литовской республики продолжится в Девятом апелляционном суде Москвы 18 апреля.

Поводом к судебному разбирательству, в рамках которого Антонов собирается взыскать около 40 млрд рублей в качестве компенсации имущественного вреда и ущерба деловой репутации, послужили национализация литовскими властями и банкротство банка «Снорас».

Как пояснил юридический представитель банкира Сергей Мирзоев, российский суд может рассматривать споры между иностранным государством и гражданином России по поводу захвата или отчуждения его собственности.

«Власти Литвы признают, что права российского собственника и инвестора были нарушены и он не получил возмещения ущерба после незаконной национализации банка. При этом литовские чиновники ссылаются на целый ряд договоров между двумя странами, ни один из которых не предусматривает каких-либо действенных мер по защите прав собственника и возможности подать иск против иностранного государства», — отметил агентству адвокат.

Владимир Антонов намерен требовать при разрешении дела применения положений федерального закона № 297, согласно которым иммунитет иностранных государств при рассмотрении коммерческих споров в российском суде частично ограничен. По мнению бизнесмена, новый закон предоставляет больше гарантий защиты для отечественного инвестора. «Мой выбор в качестве суда российского арбитража, а не, например, Стокгольма, был совершенно сознательным, — отметил Антонов, — поскольку теперь все резиденты РФ могут успешнее защищать свою собственность и инвестиции за рубежом».

Анализируя обстоятельства спора Антонова с Литвой, директор «Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах» Коба Алелишвили высказал мнение, что власти Литвы не раз прибегали к нарушению баланса иммунитетов с РФ. «В 2006—2007 годах, например, Dresdener Bank, используя офшорную компанию Duke Investment, инициировал судебный процесс в Вильнюсе, в результате которого здание представительства Калининградской области в литовской столице было продано в счет погашения долга по кредиту немецкого банка. Таким образом, литовские суды спокойно привлекли субъект РФ к имущественной ответственности, невзирая на формальный иммунитет», — полагает Алелишвили.

Банк «Снорас», принадлежавший Владимиру Антонову (68,1%) и его партнеру Раймондасу Бранаускасу (25,31%), входил в пятерку самых крупных банков Литвы. Однако в 2011 году, после ряда обвинений в местной прессе, был национализирован. Акционеры оказались под следствием, не имея возможности доказать, что процедура национализации прошла с нарушением закона. Стоимость потерянных активов оценивается в 2, 5 млрд евро.