Posted 7 июля 2017,, 08:41

Published 7 июля 2017,, 08:41

Modified 31 января, 15:58

Updated 31 января, 15:58

Эксперты: России не следует спешить с ратификацией Парижского соглашения

7 июля 2017, 08:41

Ратификация Парижского климатического соглашения Россией возможна только после тщательного изучения всех рисков и при условии отмены санкций, считают участники «круглого стола» «Климатическая повестка G20 как фактор риска для экономики России», состоявшегося накануне в Москве.

В преддверии предстоящей встречи «большой двадцатки» особую остроту набрала дискуссия вокруг перспектив реализации Парижского соглашения, тема которого станет одной из ключевых на открывающемся 7 июля саммите G20 в Гамбурге. «Деловая двадцатка» (B20), которая является неформальным объединением деловых ассоциаций и компаний стран G20, подготовила к саммиту рекомендации по решениям в области климатической политики, в числе которых активные коллективные усилия по развитию глобальных механизмов ценообразования на углерод, а также согласование «конкретных и амбициозных сроков» для поэтапного отказа от так называемых субсидий на ископаемое топливо.

Многие отечественные эксперты и чиновники считают, что введение мер по дискриминации традиционных энергоносителей может грозить серьезными убытками для крупнейших отечественных компаний и создать угрозу социальной стабильности в РФ.

«Правила игры в климатической политике уже складываются не в пользу нашей страны. Возникает вопрос целесообразности российского участия в подобного рода процессах, тем более в условиях того санкционного давления, которое испытывает на себе наша страна. До снятия санкций в ратификации Соглашения нет никакой логики», — заявил в ходе «круглого стола» в Москве генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

Как сообщает Интерфакс, по мнению Симонова, в нынешнем санкционном режиме развивать альтернативную энергетику в стране экономически не эффективно. «В условиях недостатка инвестиционных ресурсов внутри страны надежды возлагаются на привлечение внешнего финансирования. Однако из-за санкций Россия оказалась в значительной степени отрезана от глобальных источников «зеленых» инвестиций», — сказал Симонов.

Он также отметил, что основное острие «борьбы за климат» оказалось направлено на введение жестких ограничений для производителей и потребителей традиционных видов энергоносителей. Не менее губительным, по его мнению, фактором для российской экономики станет введение «платы за углерод».

«Плата за углерод» приведет к резкому росту инфляции, что ударит по наименее социально защищенным слоям населения России. Цена на электроэнергию в России может вырасти более чем в 2 раза», — добавил Симонов.

Согласно материалам доклада, подготовленного ФНЭБ, тяжелый удар будет нанесен угольной генерации, и, как следствие, это скажется по добыче угля. Кроме того, дополнительное фискальное бремя для предприятий и граждан усугубит экономические проблемы и приведет к снижению потребительского спроса, ухудшению финансового положения компаний, росту безработицы и бедности.

В свою очередь руководитель рабочей группы по экологии Экспертного совета при правительстве РФ Рашид Исмаилов отметил необходимость тщательного анализа всех рисков, связанных с принятием и исполнением условий климатического соглашения. «Надо обязательно смотреть, как будут меняться тарифы, как это отразится на населении, каким рискам будут подвержены предприятия, работающие на экспорт, добывающие предприятия», — сказал он. Кроме того, по мнению Исмаилова, необходимо учитывать поглощающую способность лесов России, площадь которых составляет около четверти мировых массивов.

По мнению участников «круглого стола», введение углеродного сбора значительно отразится на исполнении федерального бюджета.

«Ввод в России углеродного сбора в размере $15 за тонну эквивалента СО2 потребует ежегодных выплат в размере $42 млрд, что соответствует 2,56-3,29 трлн рублей. А это, в свою очередь, составляет 3,2-4,1% ВВП за 2015 г., 19-25% доходов федерального бюджета за 2016 г. или 35-45% суммарного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния», — заявил член президиума Академии геополитических проблем Владимир Павленко. Он также добавил, что в случае повышении ставки до $35 объем выплат составит 7,5-9,6% ВВП, а компании энергетического сектора будут вынуждены нести дополнительные расходы, составляющие до 75% выручки.

По мнению руководителя Независимого центра комплексной оценки экологической, энергетической и экономической эффективности ЭВОС Виктора Потапова, отказавшись от участия в Парижском соглашении, Россия может понести имиджевые потери на мировой арене. «Тем не менее, мы должны выработать собственную позицию в данном вопросе. На данный момент у России нет в этом вопросе собственных приоритетов», — сказал Потапов.

Как указывает эксперт, с целью сохранения экологической и экономической безопасности России, в частности, необходимо создать научно обоснованную методологию учета объемов эмиссии и поглощения парниковых газов.

Участники «круглого стола» заключили, что при ратификации Парижского соглашения Россия должна учитывать все риски для экономики страны. Климатические инициативы, выдвинутые Германией на саммит G20, противоречат интересам России. Именно поэтому российская делегация, по мнению экспертов, должна не только занять четкую позицию, но и поддержать позицию членов G20, чьи интересы совпадают с интересами российской стороны.

Заседание саммита G20 состоится 7—8 июля в Гамбурге. В ходе заседания участники саммита обсудят тему изменения климата, переход к низкоуглеродной экономике, а также вопрос повсеместного внедрения «платы за углерод».