Posted 5 июля 2008,, 19:55

Published 5 июля 2008,, 19:55

Modified 1 февраля, 00:44

Updated 1 февраля, 00:44

Серф и вейк в казачьем крае

5 июля 2008, 19:55
Активный отдых все больше входит в моду в России. Обеспеченная молодежь мегаполисов стремится «делать тело» и «выглядеть на все сто» даже в отпуске, вопреки традиционной матрице «овощного» пляжного «релакса». Сознание отдыхающего меняется, только вот инфраструктура за ним не поспевает.

Если зимой все же какой-то выбор есть – лыжи и сноуборд в Красной поляне, на Эльбрусе, Чегете, в Шерегеше, - то летом с этим на родине все совсем плохо, складывалось впечатление. Полудикий сплав на каяках по алтайским рекам, велосипедные пробеги по загазованным федеральным дорогам либо банальные тренажерные залы и бассейны на курортах в отелях.

Однако элитный спортивный отдых летом в России все же возможен – указывала минувшей зимой реклама на подмосковных горнолыжных курортах. Для этого нужно ехать в краснодарский городок Ейск. Есть там две косы – Ейская и Должанская, которые в Крымскую войну привлекали к себе взоры адмиралов франко-британской эскадры, развлекавшихся поджогами местных провиантских и лесных складов, а сегодня – любителей активного отдыха на воде, главным образом, – виндсерфингистов.

В это место и направился корреспондент «Росбалта», решив заодно проверить своего железного коня, - а 1000-километровый автопробег подходит для этого как нельзя лучше. Тем более, в условиях галопирующего удорожания авиа- и железнодорожных билетов и улучшения качества автодорог, о котором нам рассказывают в теленовостях. Последнее, кстати, с некоторыми оговорками оказалось не административным мифом.

Платная дорога

Путь от Москвы до Ейска запомнился, в основном, гигантским дорожным строительством, первым платным участком федеральной трассы (в то время, как в прессе бытует мнение, что таковые только достраиваются, причем в совсем других местах – где-то в районе подмосковного Одинцова и на Ленинградке – от МКАДа к Шереметьеву), а также невероятной активностью ростовских гаишников, с легкостью циркача заставлявших водителей из других регионов нарушать правила и освобождать карманы от звонкой монеты, нередко вовсе не избыточной.

Старт из столицы был назначен на конец июня. В качестве основной дороги выбрана федеральная трасса «Дон» (М4). Нанеся на передок рабочей лошадки по имени Ниссан Икс-Трейл пару слоев жидкого каучука для офф-роуда (от камешков, пескоструя и представителей мира насекомых, которые в южных регионах достигают подчас гигантских размеров), покидав в багажник сумки с ластами и прочим нехитрым снаряжением, отправляемся на рассвете в субботу в долгий путь.

Около шести утра выбираемся на Каширское шоссе и движемся в сторону аэропорта «Домодедово». Тут же сталкиваемся с несовершенством дорожных карт и вспоминаем народную мудрость про то, что в России есть только направления. Каширское шоссе, обозначенное как М4, приводит к аэропорту и там заканчивается. Оказывается, М4 – это все же Варшавка, на которую можно попасть, слегка поплутав, с Каширки, повернув направо незадолго до аэропорта на проселочную дорогу (ориентир – железнодорожный переезд сразу за перекрестком со светофором). С другой стороны, этот маршрут не так уж плох, поскольку позволяет по очень хорошей скоростной дороге к Домодедову объехать субботние пробки на выезде из города по Варшавке. Но все же две разные дороги, помеченные на картах как одна, - это круто, враг точно не пройдет.

Московская и Тульская области при движении в южном направлении – рай для автолюбителя. Дорога широкая, покрытие - отличное, местами совсем новое, знаки «Автомагистраль» позволяют не особенно ограничивать себя в скорости, гаишники – только на стационарных постах, причем останавливают преимущественно фуры для проверки груза. С бензином никаких проблем – множество заправок, большей частью брэндовых.

Бензин по мере удаления от Москвы дешевеет. Если в первопрестольной перед отправкой пришлось расплатиться с торговцами топливом по цене 25 рублей за литр 95-го (МТК), то уже в Тульской области «Лукойл» отпускал улучшенный 95-й – Экто – на рубль дешевле. А к Краснодарскому краю цена за литр того же бензина упала еще на 50 копеек. Примечательно, что тот же «Лукойл» на своих станциях выставляет бросающиеся в глаза указатели, информирующие о количестве километров до следующей своей заправки. Очень удобно, особенно если в вашей машине есть бортовой компьютер, показывающий расстояние до выработки топлива в баке.

Значительную часть пути через Липецкую область пришлось ехать несколько медленнее – здесь ремонтируются большие участки дороги и кое-где даже организовано реверсивное движение, когда транспорт пропускается поочередно в одном и другом направлении. В Воронежской области строительные работы на дороге не такие интенсивные. Один из главных сюрпризов нас ждал именно здесь, в русском Черноземье. Им стал платный участок дороги, о котором заранее предупреждали информационные таблички. Указывался и вариант его объезда.

Участок этот предварял пропускной пункт со шлагбаумом, очень похожий на те, что размещены на въезде в столичные аэропорты. При подъезде к пропускному пункту висит информационная табличка: «Платный участок дороги – 50 км. Тариф 20 рублей». Сомнения относительно того, составляет ли плата 20 рублей за 1 км или за все 50, развеялись после недовольного выкрика кондуктора из кассы: «Ну что стоим так долго? Быстрее надо к шлагбауму подъезжать, а то очередь будет!»

Между тем, очереди быть никак не могло – в силу большой пропускной способности пункта: несколько полос со шлагбаумами - и незначительной загруженности трассы на этом участке. После вручения раздражительной кассирше 20-ти рублей автомобиль вновь выехал на дорогу, отмеченную знаком «Автомагистраль». Что греха таить, она была прекрасна – широка, пуста и лишена всякого присмотра со стороны гаишников. Поэтому и быстро закончилась.

Изначально при прокладке маршрута решено было не делать длительных марш-бросков, а разбить путь более чем в 1000 км на два этапа – Москва–Воронеж и Воронеж–Ейск. С помощью Интернета в Воронеже была найдена гостиница в центре города по очень приемлемой цене. Стоит отметить, что в Воронеже оказалось значительно больше отелей разной ценовой категории, чем можно было ожидать после довольно тщательного мониторинга интернет-сайтов. Уже на подъезде к городу вас встречает обилие растяжек и билбордов с указанием названий, адресов и телефонов гостиниц.

В итоге решено было не пробираться в центр города, а остановиться на окраине в одном из отелей, рекламировавшихся на дороге. Цена за двухместный номер с завтраком и охраняемой стоянкой оказалась хотя и не самой низкой, но вполне сопоставимой с платой за съем 1-2-комнатной квартиры в Воронеже в сутки (если верить Интернету).

Старт второго этапа путешествия был намечен опять на раннее утро, а потому выделить значительное время на экскурсию по Воронежу не представлялось возможным. Направляемый советами местных жителей, корреспондент «Росбалта» минут за 15 добрался на автобусе до центра города, коим оказалась огромная пустая площадь с памятником Ленину.

Вероятно, представления воронежцев и москвичей о центре города все же несколько расходятся, потому что, помимо достопримечательностей, очень хотелось потрапезничать «на уровне», так сказать, оценить высоты местной кухни. Однако в том центре, куда довели указания местных жителей, покушать в приличных условиях было очень непросто.

Фастфудовские палатки с двусмысленным (учитывая «славу» Воронежа как города, в котором не любят чужестранцев) логотипом «Русский аппетит» как-то не привлекали, а в единственном найденном «в центре» ресторане столы уже были накрыты для чествования молодоженов. Проблема все же была решена, очень неплохой ресторанчик европейской и азиатской кухни найден, - но уже на некотором удалении от памятника Ленину, на Плехановской улице.

Между тем, в Воронеже удалось в полной мере оценить истину, гласящую: путешествие от крупных мегаполисов к периферии дает ощущение перемещения на машине времени. Не успев выйти из автобуса в центре города, наталкиваешься на давно забытую в столице «разводку». На остановке «работали» несколько ярких ребят, энергично зазывая воронежцев поиграть в наперстки. Причем все было, как на ладони, – сам игрок-мошенник, подставной «клиент» и присматривающий за «порядком». Троица, если даже закрыть глаза на наперстки, явно выделялась среди окружающих; за их плечами явно просматривалось тюремное прошлое, - однако милицию они не интересовали.

Тем не менее, общее впечатление от Воронежа осталось очень неплохим – аккуратный, чистенький город, населенный воспитанными людьми. В этот день наша футбольная сборная обыграла на чемпионате Европы голландцев, и люди, высыпавшие после этого знаменательного события ночью на улицы, кричали: «Россия, Россия!», а не «Слава России!», как можно было ожидать, вспоминая статьи в центральных СМИ о страшных воронежских скинхедах.

Футбол подарил не только счастье миллионам болельщиков, но и спокойную дорогу из Воронежа в Ейск с утра и почти до середины дня в воскресенье – очевидно, гаишники после просмотра матча Россия-Голландия были слегка не в форме и старались лишний раз на солнцепек из стационарных постов не выходить. Настроения не добавляла в это чудесное утро только социальная реклама, призывающая «заплатить налоги». Растяжки с надписью, напоминающей о тяжелом гражданском долге, висят на большинстве надземных переходов над трассой «Дон», пугая респектабельных автотуристов.

«В Ростовской области – самые злые гаишники», - предупреждали знакомые перед отправкой в путешествие. Почти сразу после переезда через границу Воронежской и Ростовской областей эта максима материализовалась. Из-за глобального ремонта трассы почти на всем протяжении Ростовской области дорожные разметка и знаки противоречат друг другу, провоцируя водителей совершать неосознанные нарушения.

Например, стоит знак «Обгон запрещен» с пояснительной таблицей – технологические работы с такого-то по такой-то километр. И километров этих – эдак 10. И таких зон – не счесть, одна за другой. А разметка обгон разрешает. Видимо, с целью экономии дорожных знаков (из-за чего же еще – не будем плохо думать о работниках полосатой палки) на протяжении этих 10 километров водителю ничто не напоминает о существовании запрета на обгон.

Так что если сразу намертво запомнить не удалось, на каком километре действие знака заканчивается, - вы попали. Ведь нелепо и смешно плестись за каким-нибудь сельским трактором со скоростью 30 км в час на «гелендевагене» или «кайене». Да и на машинах двумя классами ниже это удовольствия не доставляет. Чуть «тапку в пол», - а наши заботливые дорогоблюстители тут как тут – места то прикормленные.

Именно эти «ошибки» водителей и становятся основными претензиями сотрудников ростовского ГАИ. Машины инспекторов дежурят почти через каждые 500-1000 метров, и у каждой из них можно увидеть несколько «нарушителей» - как правило, из других регионов, обалдевших от такого «технологического» дорожного хаоса. Большей концентрации гаишников, чем на трассе «Дон» в пределах Ростовской области, корреспонденту «Росбалта» не приходилось видеть даже в страшных снах за 18-летнюю историю вождения.

Количество патрульных машин и постов ДПС наводило на шальную мысль, что в этом регионе все мужское население трудится в ГАИ и живет исключительно «от дороги», отданной ему высочайшим соизволением на кормление. Договориться с этими ребятами легко, главное - не пугать их. Например, не говорить, что вы – журналист, как бы они вас ни пытали, - вернуть доверие, а значит и ваше водительское удостоверение, будет очень непросто. Интеллектуальную беседу о стоимости жизни можно начинать с тысячи целковых, и разумно не выходить за пределы двух тысяч, все равно остановят на следующем посту и история повторится.

При въезде в Краснодарский край большинство автомобилей останавливают для досмотра, а вот дальше уже ощущение непрерывной игры с ДПС в прятки пропадает и жизнь входит в нормальное русло, не давая поводов для истеричного смеха. Появляется возможность любоваться южным пейзажем за окном и памятными местами, которых в этом регионе великое множество. Последние начинаются буквально за пунктом досмотра машин на въезде в Краснодарский край.

Слева, если двигаться в направлении Краснодара, стоит великолепный монументальный мемориал в память о советских казаках, воевавших с фашистской Германией. Очевидное напоминание водителю о въезде в казачий край. Причем конечный пункт нашего путешествия – город Ейск одно время был даже административным центром Черноморского казачьего войска – остатков разгромленной царской армией мятежной Запорожской Сечи.

С чем на российских дорогах пока не очень хорошо, так это с указателями, особенно если вам необходимо свернуть с главного направления. Хотя карта и язык вполне могут их заменить.

Не ветром единым

Во второй половине дня в воскресенье прибываем в Ейск – конечную точку маршрута. У любителей активного отдыха, облюбовавших этот городок, есть два варианта проведения отпуска – организованный, когда всю лишнюю работу делают специально обученные люди, а вам остается лишь наслаждаться спортом, солнцем и Азовским морем, точнее Ейским лиманом, да еще лениво подсчитывать набегающие расходы, - и самодеятельный, то есть экономный.

Первый вам предоставляют на Ейской косе в серф-отеле «Акватория Лета», самом крупном и единственном заведении такого рода в регионе, если не во всей России. Любителям комфорта, бесплатного спорта и обучения, а также ресторанного обслуживания – сюда.

Второй вид отдыха – бюджетный – предоставляют на Должанке – она же коса Долгая. Там, говорят, ветра побольше. А ветер для винд- и кайтсерфингиста – что для лыжника снег. Зато удобств – минимум. Деревянные дома без кондиционеров, питание – шашлыки, инструктор – за отдельную плату, как и снаряжение, если своего нет. В общем, скромно, зато наедине с природой и сам себе хозяин.

Остановившись на организованном отдыхе, мы въезжаем на Ейскую косу. Тут главное – не забыть распечатать на цветном принтере с сайта отеля специальную справку с фиолетовой – почти настоящей - печатью. В противном случае при въезде на косу, являющуюся пешеходной курортной зоной, вас нежно «примут» ейские гаишники, показав на знак за спиной – «Проезд запрещен».

Кстати, действие этого знака не распространяется на лицензированных таксистов, которые расъезжают по косе кавалькадами и нагло распугивают на единственной тамошней дороге отдыхающих настойчивыми гудками и бешеной музыкой, усиленной саунд-буфером. Кто ими пользуется – непонятно, поскольку нормальные отдыхающие – как правило, молодые мамы с малыми детьми и подростки (Ейский лиман идеален для семейного отдыха – здесь можно пройти полкилометра вглубь – а воды будет по грудь, как в украинских Бердянске и Скадовске), - выбираются с пляжа на маршрутках, в которых тоже недостатка не наблюдается. После ейских таксистов московские водители могут показаться настоящими джентльменами на дороге.

Пляжи Ейской косы популярны не только у туристов, но и у местных жителей. Результат – довольно много мусора, причем не самого безопасного – битых стекол от бутылок, остатков рыболовных снастей с острой проволокой, – в этом смысле в Крыму гораздо чище. Поэтому вплоть до воды лучше передвигаться в тапочках. В отельной технической зоне пляж большей счастью застелен зеленым ковром, что избавляет от необходимости постоянно исследовать каменисто-ракушечный настил под ногами.

Здесь же инструкторы преподают новичкам азы виндсерфинга (в просторечии – сёрфа), положив доску на ковер и поворачивая парус в разные стороны, демонстрируя правый и левый галсы, разворот и устойчивую постановку ног. Следом другие инструкторы достают из огромного ангара «змея» - парус для кайтсерфингиста. Как правило, на Ейской косе кайтсерфингу обучают лишь в теории. Для практической отработки знаний необходимо вместе с инструкторами на маленьком теплоходе, совершающем регулярные рейсы за 200 рублей в одну сторону, перебраться на соседнюю, более ветренную косу – Долгую.

Как показывает практика, для продолжения обучения винд- и кайтсерфингу июль - не самое лучшее время. Недостаточно ветра. Тем не менее, первые шаги делать, напротив, удобно именно в этом месяце, когда волна не заваливает доску, а ветер не вырывает парус из неопытных рук или, напротив, не гонит вас в открытое море или к Должанке, откуда один путь домой – на инструкторском катере. Риска особого нет – воды по грудь или того ниже, - но можно прилично обгореть под южным солнцем в ожидании спасительного катера. В июне и конце августа, по словам инструкторов, дует значительно лучше.

Что касается «моторных» видов спорта – вейкбординга (он же просто вейк): скольжения по водной глади за гидроциклом либо катером на доске, очень похожей на сноубордическую, с тем же количеством пируэтов, прыжков и иных упражнений, если не больше, - и водных лыж, то для них, напротив, подходит безветрие. Чем меньше ряби и, тем более, волн на воде, тем для вейкбордиста лучше. Именно этим и хорош организованный водный отдых в Ейске: дует – встаешь под парус или кайт, повисли флаги на стойках у серф-станции – садишься на катер, отплываешь в море, встаешь на доску – и вперед за моторной волной – кантуешься, как на снегу (только постановка тела на воде другая – слегка откинувшись назад, придавливая чуть больше задний кант, как на «пухляке»), а почувствовав уверенность, прыгаешь на волнах или делаешь «свич» – перестановку ведущих ног. Сноубордисты и лыжники оценят этот летний аналог своего любимого развлечения по достоинству, как это сделал и корреспондент «Росбалта».

Самое замечательное, что, как и в случае с горными лыжами и сноубордом, летние водные виды спорта вполне доступны и в родных мегаполисах. В той же Москве летом активно занимаются как виндсерфингом, так и вейкбордингом. Только учиться в столице значительно труднее – все-таки вода пресная, не такая плотная, как в Ейском лимане, и парус нужен с учетом слабенького ветра в пять-семь квадратов. А в Ейске начинаешь с паруса в 3,5 кв. метра - не так тяжело, можно больше внимания уделять доске. Да и вейкбординг в столице не дешев. Хотя, купив свою доску с ботинками, как и в случае с горнолыжным снаряжением, можно заметно снизить траты. Ну, а если повезет разжиться еще и гидроциклом или катером… Но ведь надо же к чему-то стремиться?!

Николай Ульянов, фото "Росбалт-Москва"