Москву «разгрузит» Евро-2

С конца сентября предполагается ввести запрет на въезд и передвижение в центральной части столицы, ограниченной третьим транспортным кольцом, для грузовых автотранспортных средств, не соответствующим по экологическим характеристикам требованиям стандарта Евро-2. Готов ли к этому город?

В настоящее время уже действует ограничение на въезд грузового транспорта в центр столицы - туда можно попасть только при наличии пропуска. Сейчас для получения документа необходимо лишь доказать, что въезд в центральную часть города необходим.

Однако, как показывает практика, нарушить ограничение очень просто: сотрудники ГИБДД охотно берут штраф на месте в 400 рублей. Квитанции, понятное дело, не выписывают.

Между тем, столичный автопарк насчитывает почти 3,5 млн. машин, и их количество неуклонно растет. Увеличивается и объем выбросов отработанных газов, продуктов испарения бензина и вредных примесей. Ежегодно в московский воздух поступает более 1,1 млн. тонн загрязняющих веществ, 83% из которых составляют выбросы автотранспорта. При этом существенный вред атмосферному воздуху наносится выхлопными газами грузовых машин. Так что решение ограничить их доступ хотя бы в центральную часть города вполне понятно.

Действие пропускного режима в зоны с ограниченным движением по прежнему, не будет распространяться на транспортные средства: оперативных и аварийных служб (милиции, пожарной охраны, медслужб, Мосгаза, Мосводоканала, инкассации, почтовые и.т.д.), имеющие соответствующие опознавательные знаки, цветографическую окраску, надписи; осуществляющие международные перевозки; спецавтомобили городских служб, задействованных на уборке улиц и дворовых территорий; сопровождаемые патрульными автомашинами ГИБДД.

А на днях  в Мосгородуме состоялось совместное заседание комиссий по безопасности, экологической политике и городскому хозяйству и жилищной политике, где был обсужден проект закона «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных территориях города Москвы».

Разработка этого проекта, по словам разработчиков, обусловлена отсутствием в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы нормативных правовых актов, регулирующих движение автотранспортных средств в целях сокращения загрязнения атмосферного воздуха.

Основная цель - снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, связанной с выбросами загрязняющих веществ транспортом.

Для достижения этого предполагается регулирование передвижения транспорта на отдельных городских территориях, испытывающих повышенную нагрузку, включая установление ограничений на въезд на такие территории.

Кстати, подобные ограничения все шире применяются в зарубежных странах как наиболее радикальный и эффективный путь создания экологически устойчивых городских транспортных систем.

По словам замруководителя столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Марины Вакулы, в проекте закона определены основания установления территорий, испытывающих повышенную техногенную нагрузку, а также предусмотрена возможность введения мер по ограничению движения транспортных потоков в определенных зонах.

Также устанавливаются виды вводимых ограничений, в частности, в зависимости от экологических характеристик автотранспорта. Порядок допуска на каждую конкретную территорию с ограниченным движением должен определяться нормативным правовым актом города Москвы с соблюдением требований, установленных в законопроекте.

А в качестве обязательных условий, при которых разрешается оэти граничения вводить, указываются наличие объездных дорог, наличие на прилегающих территориях мест для парковки автотранспорта и увеличение в этих зонах общественного пассажирского транспорта.

Однако, как заявил председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, законопроектом не предусмотрена административная ответственность за нарушение его норм. Кроме того, по его словам, после ограничения доступ автотранспорта в зоны, подверженные сверхнормативной техногенной нагрузке, будет создана нагрузка на другие территории.

Кроме того, как заметил депутат Антон Палеев, в документе не определен орган, который будет контролировать исполнение закона. А Михаил Антонцев считает, что законопроект надо сделать более «узким», чтобы он регламентировал ограничение движения автотранспорта на охраняемых природных территориях, но не на территории всего города.

Возражения, как оказалось, есть и у представителей ГУВД и ГИБДД. "Мы выступаем за экологическую безопасность, но в данном виде законопроект принят быть не может. Здесь не понятно, как сотрудники ГИБДД должны проверять, соответствует ли машина стандарту Евро-2, ведь законодательно это никак не закреплено", - сказал заместитель главы ГУВД по Москве Александр Мельников.

Он добавил, что численность сотрудников ГИБДД не позволит устанавливать их во всех зонах ограничений. В результате столичные парламентарии, признавая важность документа, все же отправили его на доработку – благо время до осени еще есть.

Напомним, что стандарт Евро-1, предусматривает выброс бензиновым двигателем оксида углерода не более 2,72 грамма на км. пути, углеводородов – 0.72 грамма на км. пути. Оксидов азота – 0,27 грамм на км. пути. Евро-1 действовал в Европе 1993 года, а в 1996 году его сменил более жесткий стандарт Евро-2.

В 1999 году в Евросоюзе был введен экологический стандарт Евро-3, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств. С 1 января 2008 года все новые автомобили, произведенные и продающиеся в России должны соответствовать стандарту Евро-3. С 2005 года в европейских странах введен стандарт Евро-4, а в Россию он придет в 2010 году.

Иван Петров