Posted 23 октября 2008,, 13:43

Published 23 октября 2008,, 13:43

Modified 1 апреля, 20:08

Updated 1 апреля, 20:08

Примитивные инстинкты уже неконкурентны

23 октября 2008, 13:43
Ставка на «самые примитивные инстинкты зрителя и читателя» ослабляет журналистику и понижает конкурентоспособность СМИ. Об этом заявил на конференции «Информационное общество и современные технологии доставки информации» министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев.

Ставка на «самые примитивные инстинкты зрителя и читателя» ослабляет журналистику и понижает конкурентоспособность тех СМИ, которые более всех усердствуют на ниве пошлости. На конференции «Информационное общество и современные технологии доставки информации» об этом заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. Слова его прозвучали несколько странно.

Все последние годы людей ежедневно убеждали в том, что именно «ничем не ограниченная ставка на самые примитивные инстинкты» как раз и обеспечивает эффективность в прессе и эфире. Уж что-что, а победу в конкурентной борьбе все эти «сиськи нараспашку» и «кишки наружу» добывали всегда. И у нас сегодня нет, к сожалению, оснований думать, что обществу действительно это надоело. Но, видимо, слегка поднадоело государству.

Молодой министр, занимающий свою должность всего полгода, имеет гуманитарные корни: в разные времена Щеголев был корреспондентом ТАСС в Париже и пресс-секретарем Евгения Примакова. Правда, министерская речь на конференции оказалась уж очень суховатой. Но в ней было несколько посылов, приятных для интеллигенции. Устами Щеголева власть как бы ненавязчиво опровергала звучащие в ее адрес обвинения в установлении авторитарного режима и сковывании общественно-политической жизни. А также подтверждала приверженность гуманизму, прогрессу и рыночной экономике.

Министр подчеркнул, что именно электронные средства связи развиваются особенно бурно и менее всего подвержены начавшемуся кризису. Будет у нас и цифровое телевидение, - скоро предстоит решить, «сколько мультиплексов установить за государственный счет», а также - как отключать в регионах нынешнее, «аналоговое» телевидение, дабы включить цифровое.

Будет и Интернет-телевидение. Именно на Интернет государство возлагает собственные большие надежды: в качестве одной из целей заявлен «электронный документооброт», о котором тоже говорилось давно. А также «закупки в онлайновом режиме». «Человек должен иметь возможность послать налоговую декларацию и заключить договор, не выходя из дома», - поставил задачу Щеголев.

Заодно объявлено, что концу будущего года появится отечественное программное обеспечение для школьных компьютеров. И у всех российских школ будет выбор: бесплатное отечественное – или покупное, со свободного рынка. «Дело учителя Поносова» с пиратскими программами навсегда уйдет в прошлое.

Кстати, министр отметил, что в наше время продвинутый блогер в Интернете при желании может открыть цифровой канал, получив собственную телестудию. Пусть очень небольшую, но достаточно полноценную. Со своей общественной нишей, со своей аудиторией. И телевизионщикам придется столкнуться с такой конкуренцией.

Министра поддержал руководитель телекомпании СТС-Медиа Александр Роднянский. «Блогер поставит несколько камер, - предположил он, - и из десятитысячной аудитории сделает стотысячную». По прогнозу Роднянского, мир идет к «нишевому телевидению» в условиях падения интереса к основным каналам, а «объединяющим фактором» ТВ скоро уже не будет. Как отметил бывалый телевизионщик, если сегодня «телевидение делает жителей Калининграда и Владивостока единым народом», то в ближайшие годы Владивосток подсядет на китайское телевидение. А Калининград – на польское.

Впрочем, глобальная тема была затронута лишь вскользь, тема «блогера» оказалась поактуальней. Тут-то и возникла в министерской речи та самая «ничем не ограниченная ставка на примитивные инстинкты», которой в равной мере грешат и блогеры и «большой экран». Достоверность информации и ответственность самого журналиста – вот чем, по мысли Щеголева, могут выиграть конкуренцию телевизионные профессионалы. Можно добавить: а если уж кто из блогеров проявит большую ответственность, - честь ему и хвала.

Заметим, что прогрессивная Интернет-общественность до сих пор подозревала государство как раз в попытке внедрить цензуру в сети. Этому на конференции был посвящен целый доклад вице-президента МедиаСоюза Елены Зелинской.

Зелинская подтвердила: предварительной цензуры не будет (ее, кстати, и невозможно организовать технически). Но будет чуткое и оперативное реагирование, вплоть до суда. И тот, кто увлекается «навязчивой порнографией, призывами к насилию, клеветой и диффамациями», чувствовать себя спокойно не сможет.

Вопрос, может ли это реагирование быть использовано для преследования внесистемной оппозиции, не рассматривался. Аудитория была слишком интеллигентной, чтобы подозревать такое.

Леонид Смирнов