Турбизнес рухнет к лету

Туриндустрия, к сожалению, относится к той сфере бизнеса, которая должна пострадать от экономического кризиса. В условиях растущей нестабильности, когда люди беднеют, и у многих появляются опасения потерять работу, тяга к путешествиям отходит на второй план.

Разговоры о предстоящем после Нового года разорении российских туроператоров и турагентств ведутся уже не шепотом, а практически громогласно: «Раньше Новый год был забит, - а теперь нет предложений с чартерами». «Горнолыжные туры в Болгарию практически сошли на нет. А в Турции может снега не быть. Хоть на Апатиты переключайся».

Масла (или керосину) в огонь подливает авиация. Безобразные скандалы нынешней осени, связанные с авиакомпаниями, вызывают сильное желание остаться дома. Торчать в аэропорту неделями из-за того, что у доблестных перевозчиков нет керосина, топтаться у дверей гостиницы, а потом с отчаяния перекрывать взлетную полосу, - за это даже экстремальные туристы платить не станут.

Так что же ждет российский туризм в новом, кризисном году? Ответы лидеров индустрии позволяют сделать некоторые предварительные выводы.

«Четкой картины нет, - заметила корреспонденту «Росбалта» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Если бы я ее знала, играла бы на бирже. Рынок пребывает в состоянии тревожного ожидания. Разные туры расходятся по-разному. У кого-то есть отказы, а у кого-то – очень хорошо».

Сейчас, в преддверии зимы, наиболее актуальны два вида туризма: горнолыжный и встреча Нового года (где-нибудь на пляже в теплых странах). Как отмечают собеседники агентства, «горнолыжный сегмент» чувствует себя получше.

«Альпы у нас хорошо держатся, а вот Балканы снижаются, - отметила Тюрина. – В альпийские страны - в Австрию или Швейцарию - ездят состоятельные люди, у которых на любимые горные лыжи деньги найдутся. В Балканах – дешевле, там катается средний класс, те, кому есть что терять. И сейчас эти люди задумываются, до лыж ли им».

«Горнолыжник скорее на куске хлеба сэкономит, а в горы поедет», - считает генеральный директор туристической компании «Санрайз» Дмитрий Мазуров. К тому же, как напоминает менеджер сети туристических агентств «Лайн-тур» Лариса Спичкина, «горнолыжники забронировали туры еще с конца весны».

То есть, надо понимать, что в тот момент кризис еще не просто не докатился до покупателей путевок, ну, а возвращать приобретенное никому уже не хочется, да и атмосфера не настолько накалена.

Ирина Тюрина отмечает лишь один известный ей случай, когда некий бизнесмен отказался от продолжительного и очень дорогого тура в Мексику, уплатив неустойку и сильно огорчив своего турменеджера. Человек не мог себе позволить в нынешней ситуации ни истратить такие деньги, ни отлучиться на такое время из Москвы.

Но это случай особый. Волны возвратов туроператоры не ожидают. Но как поведут себя все эти горнолыжники и иже с ними в будущем году, - неизвестно. Это подтверждает и Ирина Тюрина: «Сейчас еще по инерции все поедут. А следующее лето может оказаться куда страшнее зимы».

Как же обстоит дело с «купальщиками»? «Новогодние туры пока идут, - рассказала Тюрина. – Поглядим на ноябрь. Опять размытая картина: кто-то вместо 50% путевок успел продать только 30%». Еще большую тревогу выражает Лариса Спичкина: «Раньше в октябре у нас каждый менеджер успевал продать по 15-20 новогодних туров, - рассказала она. – А в этом месяце – по две-три путевки, и все. Таиланд, Индонезия - все дорожает. Если раньше встретить праздник в Таиланде, с двухнедельными каникулами, стоило туристу $2700-3000, то сейчас многие туроператоры подняли цену до $4700 с одного человека! Правда, их покупать перестали, поэтому некоторые опять снизили до $2700».

Это очень важный момент: хотя многие, от кого зависят цены на путевки, безусловно, хотели бы их задрать, вдруг выясняется, что у этого роста есть потолок. «Подорожания путевок в ближайшее время не будет», - считает Дмитрий Мазуров, предупреждая, что на долгое время загадывать нельзя.

Подтверждая, что «авиационный вопрос» - нож острый для туризма, собеседники агентства считают маловероятной переориентацию на другие виды транспорта, которые с самолетом конкурировать никак не могут. «Какие могут быть чартерные рейсы по железной дороге!» – заметила Ирина Тюрина.

Обжегшись на «AirUnion» и ему подобных, туроператоры ищут более надежных партнеров среди авиакомпаний. «Некоторые чартеры операторы сняли, - сообщила Тюрина, - например, в Словакию».

«Наше положение лучше: мы всегда летаем «Аэрофлотом», - рассказал Дмитрий Мазуров. – Эта авиакомпания поддерживается государством. И если сейчас многие чартеры продаются без конкретного времени отлета, то у нас время всегда подтверждено, у туриста есть гарантия, что он вылетит». Лариса Спичкина также отметила, что авиакомпании начали снижать топливный сбор: например, с $70 до $30 c одного человека.

С еще большим скепсисом относятся профессионалы туристической сферы к возможности переориентации потока с заграницы на Россию. Все собеседники отмечают, что «внутренний туризм тоже дорогой», а вот оснований брать такие деньги у российских владельцев гостиниц и перевозчиков гораздо меньше. Русский сервис так и не стал в положительном смысле капиталистическим.

«О росте внутреннего рынка говорить рано, - полагает Елена Соловьева, заместитель директора туристической компании «Активный тур», уделяющей большое внимание путешествиям по России. – Сервис оставляет желать лучшего, цена и качество несоразмерны. Наши пока не желают работать на людей».

Как отмечает Соловьева, встретить Новый год в России в живописных уголках вроде Суздаля или Костромы стоит дороже, чем в Финляндии: ненамного, но все-таки дороже! Тогда как финский сервис славится на весь мир. «В Суздале за две-три ночи раньше брали 25 тысяч рублей с человека, а сейчас с вас 35-40 тысяч возьмут, - добавила Лариса Спичкина. – И ведь едут». Но едут те, кому очень хотелось, а вот менять направление с заграницы на наш чванливый сервис, вряд ли кто станет.

По словам Елены Соловьевой, хотя нефть на мировом рынке подешевела, цены на моторное топливо никто снижать не торопится. «И железнодорожники, и автобусники в этом году на 30-40% взвинтили цены», - сообщила она. Трудно такому транспорту конкурировать с авиакомпаниями, - те хотя бы топливный сбор снижают.

Горные лыжи в России тоже практикуются. «Есть Красная Поляна, Домбай, - напомнила Соловьева. – Но туда, в основном, едут своим ходом, минуя туроператоров. Кстати, там есть возможность забронировать гостиницу прямо из Москвы».

Ожидают ли эксперты массового разорения туроператоров после Нового года? «Ожидаем», - кратко заметил Дмитрий Мазуров. По мнению Ларисы Спичкиной, разорение ждет не туроператоров как таковых, а множество мелких турагентств. Операторам же предстоит укрупнение. «Вместо нынешних 50 туроператоров, я думаю, у нас будет 10 крупных, - предполагает она. – Ну, хотя бы по примеру объединения «Интуриста» со «Скайвеем».

Леонид Смирнов