Posted 18 ноября 2008,, 14:05

Published 18 ноября 2008,, 14:05

Modified 1 апреля, 19:49

Updated 1 апреля, 19:49

Химкинская убийственная правда

18 ноября 2008, 14:05
Редактора газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова, находящегося в коме после покушения, перевели из подмосковной клиники в Институт Склифосовского. В том числе потому, что неизвестные звонили в больницу и угрожали добить журналиста, рискнувшего критиковать местные власти.

Новость о том, что почти до смерти избит редактор подмосковной газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, что он с проломленной головой, без сознания лежит в местной больнице, мало взволновала не только граждан, но даже и самих его коллег. Это уже запредельный индикатор состояния нашего общества: мы привыкаем к бандитским нападениям, убийствам журналистов за слово правды и независимые расследования, это воспринимается в обществе уже как норма.

Пока нет информации, когда точно случилось это дикое, страшное, нечеловеческое избиение редактора истинно независимой подмосковной газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова. Известно только, что его нашли 13 ноября с. г. без сознания во дворе его дома в деревне Старбеево, что рядом с Химками. Сколько он там пролежал, никто сказать не берется. Друзья полагают, что, может, сутки-двое. А ночью в те дни уже был минус.

Михаила Бекетова я знаю без малого 20 лет. Знаю как честного, очень смелого и принципиального человека и профессионального журналиста. На заре российской независимости он работал в подмосковной газете «Ленинское знамя», поднимал самые актуальные для того времени темы – от социальных до экологических. Одной из главных, которая всегда его волновала, – была проблема свобода печати, и мы с ним не раз обсуждали ее трудное восхождение в России после десятилетий запретов и цензуры. Бекетова хорошо знают политики не только в Подмосковье: он длительное время работал корреспондентом «Парламентской газеты» - объездил чуть ли не всю страну.

Но о чем бы он ни писал и куда бы ни бросала его журналистская судьба, он все равно возвращался к проблемам Подмосковья. Чтобы публиковать все, что он считает нужным, без оглядки, учредил собственную газету «Химкинская правда». Миша рассказывал мне, что ему все время угрожают по телефону из-за его критических публикаций в адрес химкинской администрации, что он обращался с этим в местные правоохранительные органы, но реакции - ноль. В общем, ничего нового: не так ли у нас с этой самой «реакцией» по всей стране?

Первым громким «делом», вышедшим за пределы района, для газеты и ее строптивого редактора стала серия публикаций о варварском сносе памятника военным летчикам - Героям Великой Отечественной войны в Химках. Случилось это именно в тот момент, когда такую же «операцию» проводили в Эстонии с Бронзовым солдатом и все каналы российского телевидения были полны негодующих репортажей. Получалось, что в Эстонии перенос памятника и эксгумация останков воинов – это преступление, а своего такого же варварства власти не замечают. В газете описывалось, как могилы героев войны разрывали тракторами, как часть их останков просто потерялись при перезахоронении. Михаил выступил тогда по РЕН-ТВ, продемонстрировал фотографии той варварской эксгумации, в интервью говорил, что так поступать с нашей памятью нельзя. В конце концов, Бекетов предложил главе химкинской администрации Владимиру Стрельченко уйти в отставку.

Видимо, это и стало для него роковым. Миша рассказывал, что против газеты и него лично власти объявили настоящую войну: стали угрожать не только редактору, но и распространителям, местные рекламодатели получили четкий сигнал забыть об этом издании, а не то… А редактору уже просто звонили с открытыми угрозами убить. Где-то месяц спустя Михаил обескуражено мне сообщил: «У меня взорвали машину, прямо перед домом». Обратился в прокуратуру и милицию, но там посмеялись, а потом сказали, что ему лучше забрать заявление обратно («Росбалт» в свое время писал об этом). Делу по взрыву его машины до сих пор – кто бы сомневался! – не дан ход. К слову, подобных «висяков» у подмосковной милиции (не только Химкинского района) и прокуратуры накопилось немало. Известны десятки преступных историй, когда истина лежит буквально на поверхности, а «поймать» нарушителей почему-то у защитников общественного порядка и гарантов безопасности граждан никак не получается. И очевидно, что, несмотря на провозглашенный президентом Дмитрием Медведевым «второй этап судебной реформы», - без реальных кадровых изменений в следственных и прокурорских органах ничего и не получится.

Громкой акцией независимой газеты и ее неукротимого редактора, растянувшейся на два года, стала и защита знаменитого Химкинского леса, через который всякими неправдами власти пытаются проложить скоростную магистраль. Экологи утверждают, что под нож пойдет 1000 гектаров реликтового леса, который исполняет, вместе с другими зелеными массивами, роль легких Москвы. Друзья и коллеги Бекетова затрудняются сказать, что именно стало для его оппонентов последней каплей. Видимо, «по совокупности».

Последний раз Михаил позвонил мне 4 ноября, чтобы поздравить с праздником. Мы с ним долго разговаривали - о ситуации в стране и о его газетных делах. (Михаил много раз обращался с письмами о беспределе и угрозах во всевозможные прокуратуры, милицию, ФСБ, но все его письма возвращались назад.) Как-то между делом он сообщил, что недавно ему «позвонили и сказали, что он «заказан», и что он после этого «даже купил травматический пистолет для самообороны». Сказал также, что есть тема для общего с «Росбалтом» «круглого стола», но он должен еще более подробно обсудить это с коллегами, а потом позвонит мне – после окончания праздника. Больше Миша мне не позвонил. И, как теперь я понимаю, травматический пистолет ему не помог.

Все, что случилось с независимым журналистом на виду, можно сказать, у всего честного народа, - а в Химках многие рядовые граждане пристально следили за его борьбой, как они говорят, «с мафией», - это, видимо, можно квалифицировать уже и как диагноз властям и обществу. Ну, с властями многое ясно. «Поражает, - сказал в разговоре со мной заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь, - равнодушие самих журналистов. Я разговаривал со многими из них после случившегося. И только трое – Хинштейн, Караулов и Соловьев – высказали настоящую обеспокоенность этим ужасным событием».

Я звонила сразу после страшного известия в Союз журналистов России несколько раз, пытаясь понять, что там будут делать, чтобы донести до властей и до людей, что так жить нельзя. Я была уверена, что Союз журналистов поднимет коллег на митинг в центре Москвы, у Кремля, чтобы сказать на нем все, что он думает по этому поводу. Но в понедельник, 17 ноября, на его сайте вывесили странное, учитывая специфику организации, заявление в четверть странички о том, что «Союз журналистов России требует скорейшего расследования зверского избиения редактора газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова», не указав даже, от кого именно он это «требует».

Так и хочется спросить: «И это все?!». Понятно, что проще, приятнее и безопаснее устраивать балы прессы, творческие конкурсы, раздавать грамоты, «Золотые перья» и т.д. (Хотя и это все, безусловно, надо делать.) Но ведь главное, как мне всегда казалось, это защита всеми доступными Союзу способами, средствами и возможностями жизни журналистов. А уж если случилось подобное (да не раз, вошло в систему, и это все знают и видят), так «встать на уши» (для этого у журналистов есть много средств), чтобы власти таки услышали.

А пока самоотверженными защитниками изувеченного редактора стали экологи. Олег Митволь написал письмо в адрес президента Дмитрия Медведева с требованием взять расследование этого разбойного нападения на редактора под личный контроль. Оно открыто для подписей на сайте НПО «Экологическая оборона Московской области». Вчера вечером Митволь мне рассказал, что этот экологический сайт подвергся хакерской атаке неизвестных, целью которых, несомненно, было сорвать акцию. Но под письмом уже поставили свои подписи тысячи возмущенных граждан.

На днях Михаил Бекетов по настоянию родных и друзей был перевезен из местной больницы в московскую – Институт имени Склифосовского: добить его обещали и по телефонам химкинского медучреждения. По словам Митволя, который вместе со столичным депутатом-яблочником Сергеем Митрохиным держит на контроле это «дело», а также связь с врачами, «состояние Михаила Бекетова тяжелое, он все еще без сознания, врачам пришлось ампутировать ему ногу, отбиты все внутренние органы, для поддержания жизнедеятельности вентилируются легкие. Но я надеюсь, что он все же выживет». Михаилу Бекетову нужна донорская кровь – первой группы с положительным резус-фактором.

Переживая всю эту историю, я отгоняю от себя коварно всплывающую мысль: «Да пропади он пропадом, этот Химкинский лес и все остальное, если за него нужно платить такую цену». Видимо, это уже отчаяние. Это то, чего от нас, граждан, только и ждут те, кто нанимает бандитов взрывать машины и забивать несогласных бейсбольными битами. Позволим ли?

Алла Ярошинская