Рожденная безработицей

Среди минувшей недели появилось отрадное известие о новом способе борьбы с кризисом. С 1 декабря улицы начнут патрулировать некие "православные дружины". Пока, насколько можно понять из сообщений, только в Москве.

Среди минувшей недели появилось отрадное известие о новом способе борьбы с кризисом. С 1 декабря улицы начнут патрулировать некие "православные дружины". Пока, насколько можно понять из сообщений, только в Москве.

С инициативой создания таких дружин выступили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, а также руководитель московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов. Первые отряды дружинников формируются из представителей "Миссионерского общества святого апостола Фомы". Фролов попытался оправдать необходимость создания новых отрядов блюстителей порядка "возможными последствиями финансового кризиса, в частности безработицей" и пообещал, что дружинники "будут нести образ гражданского миролюбия и пресекать проявления экстремизма".

Имеется в виду, что они будут помогать милиции в некоторых действиях: проверке документов у подозрительных граждан, оцеплении улиц, изъятии "орудий совершения правонарушений" и другом. В сущности, полномочий по самостоятельному наведению порядка у дружинников нет, и, слава Богу, не сообщается о наделении этих инициативных людей оружием.

Вот есть, воля ваша, что-то в этом не то. Где написано, что православный христианин должен иметь отношение к действиям карательных органов? Милиция - силовое государственное ведомство, а церковь в России отделена от государства. Поэтому не очень понятно, почему священник призывает граждан организовываться в отряды для помощи силовым органам, а всей инициативе по "пресечению проявлений экстремизма" сразу придается религиозная окраска.

Надо ли понимать из названия, что "православная дружина" не окажет помощи женщине в мусульманском платке, если ей кто-то хамит, или человеку в одеянии буддиста, которого бьют по морде? Нет? Тогда зачем это настораживающее многих уточнение "православная"? Говорим-говорим, что у нас страна многоконфессиональная и мы всех одинаково уважаем, а все равно постоянно допускаем такие вот проговорки.

Ну ладно, вот организовались они в отряд. Список "проявлений экстремизма" перед дежурством протоиерей Всеволод Чаплин лично будет выдавать? Вряд ли ведь. Скорее всего, отделениям милиции поручат какое-то над этими дружинами шефство, и "рожденная революцией" будет инструктировать младших братьев.

Пока сообщается о крайне осторожной реакции на "православную" инициативу в Министерстве внутренних дел. Начальник управления общественных связей МВД Валерий Грибакин заявил, что "предложения об участии РПЦ в охране общественного порядка будут рассмотрены руководством министерства в обязательном порядке". А вообще, нашей по горло занятой милиции большое ли счастье составят малопонятные "религиозные" помощники? Так что вполне возможно, что постепенно контроль ослабнет. И станут ежевечерне выходить на улицы отряды людей, вероятно, молодых и горячих, со звенящей пустотой в голове по поводу того, зачем они вышли. Уж они принесут в народ "образ гражданского миролюбия"!

Но не будем пессимистами. Бросать дружины на самотек не собирается вездесущее молодежное движение "Наши", в котором есть, оказывается, православный корпус. Среди человеколюбивых инициатив этих истинных христиан значится, например, драка около храма Христа Спасителя со сторонниками епископа Диомида, лишившегося сана за критику РПЦ. Похоже, принцип "Ударили по одной щеке - подставь другую" не в чести у бойцов корпуса, которые смогут пополнить ряды дружинников и наполнить их действия идеологическим содержанием.

Главный православный "Наш" Борис Якеменко заявил: верующий "четко знает, что хорошо и что плохо, поэтому участие в таких дружинах будет правильным". Хочется, конечно, ответить господину Якеменко, что однозначно отличал "хорошо" от "плохо" только Владимир Владимирович Маяковский, которого его безбожие привело к весьма плачевному концу, а верующему как раз не возбраняется сомневаться и просить совета у Бога. Наверное, "четко знающие, что хорошо и что плохо" "нашенские" дружинники уже будут не похожи на первоначальных из "Миссионерского общество святого апостола Фомы". Святой апостол Фома как раз сомневался в самом главном…

А чуть позже мысль протоиерея Всеволода Чаплина подхватили и вовсе уж чудные ребята - Движение против нелегальной иммиграции. Лидер ДПНИ Александр Белов сказал, что "инициатива хорошая", а раздувать штаты милиции - "занятие бессмысленное". Неясно, готовы ли борцы с нелегальной иммиграцией стройными рядами вступать в "православные дружины" или просто не возражают, чтобы в них вступали другие православные. Но не по себе от мысли, что идею одобрил человек, против которого среди минувшей недели возбуждено уголовное дело за то, что он назвал участников "Русского марша" "солдатами будущего рейха" и призвал их бороться с "ордами оккупантов из Средней Азии и Закавказья". Христианского смирения в этих высказываниях маловато. Бессменный инициатор "Русских маршей", организация ДПНИ от "гражданского миролюбия" так же далека, как от дружбы с нелегальными иммигрантами.

Давайте еще с другой стороны посмотрим. Дружины, возможно, нужны. Хотя многие помнят "народную дружину" советских времен. Сотрудников предприятий, учреждений, вузов и даже больниц по специальному графику гнали на вечерние дежурства в компании милиционера из районного отделения. В лучшем случае "дружинники" помогали стражу порядка погрузить в "уазик" пару пьяных. Милиционеры тяготились обществом невольных и неопытных помощников "из народа", толку от которых никакого - наоборот, отвечай потом за них. Но, возможно, если люди соберутся в дружину не из-под палки, а добровольно и с осознанием долга, то смогут действительно повлиять на криминальную ситуацию в своем районе.

Только зачем таким отрядам религиозная или идеологическая окраска? Защищать - так всех, и не надо спрашивать члена такого отряда, православный он или нет. А когда начинают спрашивать, то сразу создается впечатление, что дружина собралась не защищать, а разделять. И властвовать?

Человек Среды