Posted 4 декабря 2008,, 10:23

Published 4 декабря 2008,, 10:23

Modified 1 апреля, 19:37

Updated 1 апреля, 19:37

Миллиардер притворился клерком

4 декабря 2008, 10:23
Тверской суд Москвы приступит к рассмотрению дела Бориса Сокальского, обвиняемого в обналичивании 64 млрд рублей. Всего же, как считает следствие, теневой банкир провел через свои структуры сотни миллиардов рублей.

Тверской суд Москвы вскоре приступит к рассмотрению уголовного дела Бориса Сокальского, обвиняемого в обналичивании 64 млрд рублей. Всего же, как утверждает следствие, теневой банкир провел через свои структуры сотни миллиардов рублей. Кроме того, правоохранительные органы считают, что он также умудрился нарушить статью Конституции об исключительном праве государства на финансовое регулирование в стране.

По данным МВД РФ, свою карьеру Борис Сокальский начинал у скандально известного банкира Аркадия Ангелевича. А после того, как Ангелевич в 2000 году был осужден за мошенничество со средствами «Монтажспецбанка», Сокальский возглавил банк НЭП. Как установил Следственный комитет при МВД РФ, в 2003 году владелец и председатель правления банка НЭП Борис Сокальский и его заместитель Сергей Турбин разработали хитроумную схему по обналичиванию денег.

Для этого Сокальский купил зарегистрированную по утерянному паспорту некоммерческую организацию «Фонд стратегического планирования» (ФСП). Одновременно, по данным СК, Сокальский и Турбин через фиктивные фирмы приобрели столичный АКБ «Родник», а также взяли под свой контроль целый ряд других банков – «АКА-Банк», «Центурион», КБ «Вертикаль», КБ «Витас».

От Центробанка свое участие в уставном капитале этих учреждений предприниматели скрыли. Например, руководителем банка «Родник» был поставлен человек, имевший справку о психической невменяемости, – с ним Сокальский познакомился, когда работал в структурах Ангелевича.

В начале 2004 года начал действовать хорошо отлаженный механизм по обналичиванию гигантских сумм. ФСП открыл счета в банке «Родник», а тот - обзавелся корсчетом в НЭП-банке. Затем со счетов десятка фирм–«помоек» деньги под видом благотворительной помощи (что позволяло избежать НДС) потекли в банк НЭП (на счета ФСП), а потом - в «Родник». Последний, «прокрутив» денежные средства, возвращал их в НЭП, где они и обналичивались по чекам ФСП.

Операции с чеками позволяли уходить от запрета Центробанка на использование крупных наличных средств при расчетах юридических лиц. По данным СК, через «Родник» ежедневно «прокачивались»суммы от 800 млн до 1 млрд рублей. Примечательно, что в банке официально числились всего пять сотрудников, он не выдавал кредиты, не имел вкладчиков, практически не занимался никакими другими операциями, кроме «обналички» денег.

По данным СК, когда в конце 2004 года ЦБ отозвал лицензию у банка «Родник», Сокальский и Турбин продолжили включить в схему по «обналичке» уже другие структуры. В частности, на смену «Роднику» пришел «АКА Банк», тоже находившийся под контролем финансистов, а вместо ФСП был создан ряд некоммерческих организаций - «ФНК», «УПО Гармония», «ФОКС».

Всего, как полагают в МВД РФ, через структуры подконтрольные Сокальскому за несколько лет было обналичено 235 млрд рублей, 391 млн долларов и 66 млн евро. "Отмывание" больших сумм инкриминировалось только совладельцам ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.

СК при МВД РФ возбудил в отношении Сокальского и Турбина уголовное дело. Следователи сочли, что предприниматели не только совершили уголовные преступления, но и нарушали две статьи Конституции: об исключительном праве РФ на финансовое регулирование (статья 71), а также о причинении вреда осуществлению основной функции Центрального банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля (статья 75).

Борис Сокальский был задержан 27 марта 2007 года прямо в здании арбитражного суда Москвы, куда он, после ликвидации всех своих банков, устроился рядовым секретарем. Сокальскому были предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса РФ: статье 172 («Незаконная банковская деятельность»), статье 186 («Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг») и статье 201 («Злоупотребление полномочиями»). Сергей Турбин успел к этому времени скрыться, он находится в федеральном розыске.

В апреле СК при МВД РФ закончил расследование уголовного дела об «обналичке» 64 млрд рублей через банк «Родник», после чего Сокальский получил возможность начать знакомиться с материалами уголовного дела. Но недавно следователи сочли, что обвиняемый сознательно затягивает данный процесс. Решением Тверского суда Москвы срок ознакомления с делом был ограничен до 30 ноября. На днях материалы будут переданы для утверждения в Генпрокуратуру, после чего поступят на рассмотрение в суд. Уголовное дело об «обналичке» через «АКА-банк» еще расследуется.

«Пока прокуратура не вручила мне обвинительное заключение, поэтому мой комментарий будет коротким, – сообщил «Росбалту» адвокат Сокальского Александр Котельницкий. – В материалах дела речь идет о банке «Родник». Но Сокальский не являлся ни учредителем, ни руководителем данного банка. Это подтверждено документально. Соответственно, он не мог влиять на политику данного банка».

Александр Шварев