Posted 10 февраля 2009,, 13:52

Published 10 февраля 2009,, 13:52

Modified 1 апреля, 18:55

Updated 1 апреля, 18:55

Самые умные россияне - москвичи

10 февраля 2009, 13:52
Уровень интеллекта населения России растет, но не за счет увеличения количества «гениев». Об этом «Росбалту» рассказал первый вице-президент Европейского комитета по образованию детей и юношей при Совете Европы, доктор психологических наук Дмитрий Ушаков.

Что происходит с уровнем интеллекта россиян и жителей других стран, насколько ум детей зависит от IQ родителей, что именно измеряет ЕГЭ – на эти и другие вопросы «Росбалта» ответил первый вице-президент Европейского комитета по образованию детей и юношей при Совете Европы, доктор психологических наук Дмитрий Ушаков.


- Как специалист по тестам в области интеллекта – как вы оцениваете введение ЕГЭ? Многие утверждают, что замена более гибких по форме экзаменов тестированием приведет к тому, что дети отучатся анализировать и обобщать, мыслить в широком смысле слова - и превратятся в примитивных «зубрилок»?

- Давайте проанализируем ситуацию с двух сторон. Во-первых, ЕГЭ как способ отбора наиболее достойных для продолжения образования в лучших вузах. Тут надо отметить, что конечный результат теста складывается из трех компонентов: способностей ученика, его подготовленности (обученности) и так называемого «шума», куда входят как случайные факторы – например, физическое состояние во время экзамена, сложность доставшегося вопроса и т.д., так и систематические – скажем, такие как коррупция.

Разумеется, соотношение роли способностей, если угодно, - ума, и обученности в разных тестах разное. ЕГЭ относится к тестам, где роль способностей в сравнении с обученностью менее высока, чем, например, в тесте SAT, применяемом в США. Мы, следовательно, в большей степени ориентируемся на подготовленность, американцы – на способности. Мне наш подход представляется не вполне правильным, особенно учитывая, что условия подготовки у детей в нашей стране весьма разные.

Во-вторых, процедура подготовки к ЕГЭ - как она сегодня складывается в школе. «Натаскивание» на ЕГЭ, конечно, не вызывает восхищения, но драматизировать ситуацию я бы не стал. Преувеличивать влияние подготовки к ЕГЭ на умственное развитие подростков не стоит. Другие факторы могут сыграть более значимую роль.

- Что происходит с уровнем интеллекта в России на протяжении последних двадцати лет? Зачастую можно услышать, что в нашем обществе во всех отношениях нарастает поляризация. Есть ли тенденция «вымывания середины» - все более сильной дифференциации крайних полюсов – «умных» и «не очень умных»?

- Уровень интеллекта населения России, насколько об этом можно судить по достаточно фрагментарным данным, растет. Тенденции к вымыванию середины нет, есть скорее тенденция к подтягиванию низов. Но информации, к сожалению, мало, данных по России мало, систематические замеры интеллекта не ведутся.

- Есть ли географические особенности распределения уровня интеллекта в России?

- Общая географическая тенденция распределения интеллекта, которая, надо полагать, свойственна и России, – повышение его в тех регионах, куда в течение длительного времени (десятилетий и столетий) происходит иммиграция, и понижение там, откуда исходит миграция. Смысл этого явления понятен – мигрирует население с потенциалом выше среднего. В результате в большинстве стран мира, например, уровень интеллекта населения столиц немного выше, чем в среднем по стране.

Так что можно смело предполагать, что в России самый высокий средний уровень интеллекта у москвичей. Правда, это условные москвичи – на самом деле, они представляют всю Россию и не только ее, но и ближайшие страны, для которых Москва является центром притяжения.

- Каковы общие тенденции в мире: коэффициент интеллекта из десятилетия в десятилетие растет или все не так прямолинейно? Сопровождается ли экономический взлет той или иной страны, например, сегодня - Китая, ростом интеллекта населения? У какой страны самый высокий уровень интеллекта населения?

- В целом на протяжении всего двадцатого века интеллект рос, хотя и не вполне равномерно, но сейчас есть сведения о том, что в ряде стран этот рост приостановился и даже обратился вспять. Предполагается, что причина остановки роста состоит в том, что количество детей в семье и уровень интеллекта связаны отрицательно.

Например, если мы имеем две семьи, в одной из которых у обоих родителей коэффициенты составляют по 140 баллов и у них один ребенок, – а люди с высоким интеллектом, как правило, имеют мало детей, а в другой семье у родителей коэффициент интеллекта 60 и у них десять детей, то во втором поколении интеллект окажется ниже, чем в первом. Это следует из простых вычислений: первое поколение: 140 +140+60+60 : 4 = 100. Второе поколение: 60+60+60+60+60+60+60+60+60+60+140: 11 = 67.

Таким образом, тот факт, что люди с высоким интеллектом заводят мало детей и воспроизводство осуществляется за счет людей с невысоким интеллектом, приводит к общему снижению IQ. Этот процесс имеет место в некоторых странах Европы и Австралии. Хотя, конечно, на практике уровень интеллекта родителей не передается детям так прямо.

- А в какой мере коэффициент интеллекта родителей определяет уровень умственного развития детей?

- В весьма значительной степени. Причем здесь действуют два рода факторов. Факторы первого рода - генетические: родители передают детям свою генетику, в том числе – и относящуюся к мозговой деятельности. Факторы второго рода – средовые. Более интеллектуальные родители в среднем создают более благоприятную среду для развития интеллекта детей. Корреляция интеллекта детей и родителей – около 0,5. Корреляция между интеллектом матери и ребенка обычно несколько выше, чем для отца.

Если же возвратиться к связи интеллекта населения страны и ее экономических достижений, то эта связь очень сильна, но она носит скорее обратный характер: страны с высоким интеллектом и не очень развитой экономикой стремительно развиваются. Яркий пример этой ситуации – Япония после Второй мировой войны. В Китае тоже весьма высокий интеллект населения, и это - важное условие развития страны. Другой вопрос, по каким причинам в той или иной стране в определенный период времени складывается определенный уровень интеллекта? Но никаких исторических данных тут нет, потому что само по себе измерение IQ имеет не столь давнюю историю.

По оценкам эксперта в этом вопросе Р. Линна, самый высокий интеллект сегодня у населения восточноазиатских стран: Японии, Сингапура, Тайваня…

- В одной из статей вы приводите впечатляющую табличку из исследований американских психологов, показывающую связь между уровнем коэффициента интеллекта и особенностями жизненного сценария в США. Полагаете, в России связь такая же?

Коэффициент интеллекта

менее 76

76-90

91-110

111-125

более 125

Вступили в брак до 30 лет

72

81

81

72

67

Безработица более 1 года (для мужчин)

12

10

7

7

2

Разведены в первые 5 лет брака

21

22

23

15

9

% детей ниже 75 КИ

39

17

6

7

0

Имеют незаконнорожденных детей (для женщин)

32

17

8

4

2

Живут в бедности

30

16

6

3

2

Получали пособие после рождения первого ребенка

55

21

12

4

1

Когда-либо находились под арестом

7

7

3

1

0

Постоянно получают пособие

31

17

8

2

0

Исключались из школы

55

35

6

0,4

0

Связь между уровнем IQ и определенными жизненными сценариями в США.

- Полагаю, что тенденция в России в целом такая же, но она менее выраженная. Социальная структура в России более аморфна, а население у нас, с точки зрения уровня умственного развития, более однородно, чем в США. Но, повторяю, данные по России очень фрагментарны.

- В одной из ваших статей я прочитала, что характер связи способностей с успехом в обществе обусловлен устройством самого общества. Мудрый Конфуций в свое время сказал, что в хорошо устроенном обществе стыдно быть бедным, а в плохо устроенном - стыдно быть богатым. Перефразируя, можно получить весьма актуальное для современной психологии изречение: в хорошо устроенном обществе умным быть полезно, а в плохо устроенном - вредно. Как бы вы определили тенденцию в России? Полезнее ли сегодня быть умным, чем 10 лет назад?

- Это вопрос не из области психологии. Затрудняюсь ответить.

- В Интернете тысячи сайтов, предлагающих пройти тест на интеллект. На ваш взгляд, есть ли среди них адекватные?

- Все может быть, но я пока адекватных не встречал.

P.S. В вызвавшей в свое время много волнений и дебатов книге Р. Линна “IQ and the Wealth of Nations”, опубликованной в 2002 году и, насколько нам известно, не переведенной на русский язык, приведены следующие данные о распределении уровня интеллекта в разных странах мира:

Страна

IQ

Страна

IQ

страна

IQ
Гонконг

107

Аргентина

96

Фиджи

84

Южная
Корея

106

Словакия

96

Иран

84

Япония

105

Уругвай

96

Маршалловы
Острова

84

Тайвань

104

Португалия

95

Пуэрто
-Рико

84

Сингапур

103

Словения

95

Египет

83

Австрия

102

Израиль

95

Индия

82

Германия

102

Румыния

95

Эквадор

80

Италия

102

Болгария

94

Гватемала

79

Нидерланды

102

Ирландия

94

Барбадос

78

Швеция

101

Греция

94

Непал

78

Швейцария

101

Малайзия

94

Катар

78

Бельгия

100

Таиланд

93

Замбия

77

Китай

100

Хорватия

92

Республика
Конго

73

Новая
Зеландия

100

Перу

91

Уганда

73

Велико-
британия

100

Турция

90

Ямайка

72

Венгрия

99

Индонезия

90

Кения

72

Польша

99

Мексика

89

ЮАР

72

Испания

99

Суринам

89

Судан

72

Австралия

98

Бразилия

87

Танзания

72

Дания

98

Ирак

87

Гана

71

Франция

98

Колумбия

87

Нигерия

69

Норвегия

98

Сомали

87

Гвинея

69

Финляндия

98

Тонга

87

Зимбабве

68

Канада

97

Ливан

86

Демократи-
ческая
Республика
Конго

67

Чехия

97

Филиппины

86

Сьерра
-Леоне

67

США

97

Куба

85

Эфиопия

66

Россия

96

Марокко

85

Эквато-
риальная
Гвинея

66

В последнем же исследовании Р. Линна, результаты которого широко публиковались во всем мире минувшим летом, приводились следующие данные распределения уровня интеллекта среди европейцев: Первое место поделили немцы и голландцы, набрав по 107 пунктов. Второе место заняли поляки (106), а третье - шведы (104). Далее идут итальянцы (102), австрийцы и швейцарцы (по 101), британцы и норвежцы (по 100 баллов). Замыкают топ-10 бельгийцы, датчане и финны с 99 баллами. Русские же находятся на 16 месте. Результат самой читающей нации - 96 баллов. В хвосте списка доктора Линна плетутся жители Греции, Болгарии, Румынии, Франции и Турции. Народом же с самым низким уровнем IQ оказались сербы - 89 баллов.

Необходимо учитывать, что тесты на определение уровня IQ - это продукт европейской культуры, и представители европейской цивилизации имеют огромную фору при их прохождении. Кроме того, играет роль опыт прохождения тестирования в целом, скорость реакции, определяемая особенностями нервной деятельности, и еще масса факторов. Так что видеть прямую связь между умом в широком смысле и результатами тестирования на уровень IQ было бы совершенно неверно.

Беседовала Татьяна Чеснокова