Posted 10 февраля 2009,, 13:52
Published 10 февраля 2009,, 13:52
Modified 1 апреля, 18:55
Updated 1 апреля, 18:55
Что происходит с уровнем интеллекта россиян и жителей других стран, насколько ум детей зависит от IQ родителей, что именно измеряет ЕГЭ – на эти и другие вопросы «Росбалта» ответил первый вице-президент Европейского комитета по образованию детей и юношей при Совете Европы, доктор психологических наук Дмитрий Ушаков.
- Как специалист по тестам в области интеллекта – как вы оцениваете введение ЕГЭ? Многие утверждают, что замена более гибких по форме экзаменов тестированием приведет к тому, что дети отучатся анализировать и обобщать, мыслить в широком смысле слова - и превратятся в примитивных «зубрилок»?
- Давайте проанализируем ситуацию с двух сторон. Во-первых, ЕГЭ как способ отбора наиболее достойных для продолжения образования в лучших вузах. Тут надо отметить, что конечный результат теста складывается из трех компонентов: способностей ученика, его подготовленности (обученности) и так называемого «шума», куда входят как случайные факторы – например, физическое состояние во время экзамена, сложность доставшегося вопроса и т.д., так и систематические – скажем, такие как коррупция.
Разумеется, соотношение роли способностей, если угодно, - ума, и обученности в разных тестах разное. ЕГЭ относится к тестам, где роль способностей в сравнении с обученностью менее высока, чем, например, в тесте SAT, применяемом в США. Мы, следовательно, в большей степени ориентируемся на подготовленность, американцы – на способности. Мне наш подход представляется не вполне правильным, особенно учитывая, что условия подготовки у детей в нашей стране весьма разные.
Во-вторых, процедура подготовки к ЕГЭ - как она сегодня складывается в школе. «Натаскивание» на ЕГЭ, конечно, не вызывает восхищения, но драматизировать ситуацию я бы не стал. Преувеличивать влияние подготовки к ЕГЭ на умственное развитие подростков не стоит. Другие факторы могут сыграть более значимую роль.
- Что происходит с уровнем интеллекта в России на протяжении последних двадцати лет? Зачастую можно услышать, что в нашем обществе во всех отношениях нарастает поляризация. Есть ли тенденция «вымывания середины» - все более сильной дифференциации крайних полюсов – «умных» и «не очень умных»?
- Уровень интеллекта населения России, насколько об этом можно судить по достаточно фрагментарным данным, растет. Тенденции к вымыванию середины нет, есть скорее тенденция к подтягиванию низов. Но информации, к сожалению, мало, данных по России мало, систематические замеры интеллекта не ведутся.
- Есть ли географические особенности распределения уровня интеллекта в России?
- Общая географическая тенденция распределения интеллекта, которая, надо полагать, свойственна и России, – повышение его в тех регионах, куда в течение длительного времени (десятилетий и столетий) происходит иммиграция, и понижение там, откуда исходит миграция. Смысл этого явления понятен – мигрирует население с потенциалом выше среднего. В результате в большинстве стран мира, например, уровень интеллекта населения столиц немного выше, чем в среднем по стране.
Так что можно смело предполагать, что в России самый высокий средний уровень интеллекта у москвичей. Правда, это условные москвичи – на самом деле, они представляют всю Россию и не только ее, но и ближайшие страны, для которых Москва является центром притяжения.
- Каковы общие тенденции в мире: коэффициент интеллекта из десятилетия в десятилетие растет или все не так прямолинейно? Сопровождается ли экономический взлет той или иной страны, например, сегодня - Китая, ростом интеллекта населения? У какой страны самый высокий уровень интеллекта населения?
- В целом на протяжении всего двадцатого века интеллект рос, хотя и не вполне равномерно, но сейчас есть сведения о том, что в ряде стран этот рост приостановился и даже обратился вспять. Предполагается, что причина остановки роста состоит в том, что количество детей в семье и уровень интеллекта связаны отрицательно.
Например, если мы имеем две семьи, в одной из которых у обоих родителей коэффициенты составляют по 140 баллов и у них один ребенок, – а люди с высоким интеллектом, как правило, имеют мало детей, а в другой семье у родителей коэффициент интеллекта 60 и у них десять детей, то во втором поколении интеллект окажется ниже, чем в первом. Это следует из простых вычислений: первое поколение: 140 +140+60+60 : 4 = 100. Второе поколение: 60+60+60+60+60+60+60+60+60+60+140: 11 = 67.
Таким образом, тот факт, что люди с высоким интеллектом заводят мало детей и воспроизводство осуществляется за счет людей с невысоким интеллектом, приводит к общему снижению IQ. Этот процесс имеет место в некоторых странах Европы и Австралии. Хотя, конечно, на практике уровень интеллекта родителей не передается детям так прямо.
- А в какой мере коэффициент интеллекта родителей определяет уровень умственного развития детей?
- В весьма значительной степени. Причем здесь действуют два рода факторов. Факторы первого рода - генетические: родители передают детям свою генетику, в том числе – и относящуюся к мозговой деятельности. Факторы второго рода – средовые. Более интеллектуальные родители в среднем создают более благоприятную среду для развития интеллекта детей. Корреляция интеллекта детей и родителей – около 0,5. Корреляция между интеллектом матери и ребенка обычно несколько выше, чем для отца.
Если же возвратиться к связи интеллекта населения страны и ее экономических достижений, то эта связь очень сильна, но она носит скорее обратный характер: страны с высоким интеллектом и не очень развитой экономикой стремительно развиваются. Яркий пример этой ситуации – Япония после Второй мировой войны. В Китае тоже весьма высокий интеллект населения, и это - важное условие развития страны. Другой вопрос, по каким причинам в той или иной стране в определенный период времени складывается определенный уровень интеллекта? Но никаких исторических данных тут нет, потому что само по себе измерение IQ имеет не столь давнюю историю.
По оценкам эксперта в этом вопросе Р. Линна, самый высокий интеллект сегодня у населения восточноазиатских стран: Японии, Сингапура, Тайваня…
- В одной из статей вы приводите впечатляющую табличку из исследований американских психологов, показывающую связь между уровнем коэффициента интеллекта и особенностями жизненного сценария в США. Полагаете, в России связь такая же?
Коэффициент интеллекта | |||||
менее 76 | 76-90 | 91-110 | 111-125 | более 125 | |
Вступили в брак до 30 лет | 72 | 81 | 81 | 72 | 67 |
Безработица более 1 года (для мужчин) | 12 | 10 | 7 | 7 | 2 |
Разведены в первые 5 лет брака | 21 | 22 | 23 | 15 | 9 |
% детей ниже 75 КИ | 39 | 17 | 6 | 7 | 0 |
Имеют незаконнорожденных детей (для женщин) | 32 | 17 | 8 | 4 | 2 |
Живут в бедности | 30 | 16 | 6 | 3 | 2 |
Получали пособие после рождения первого ребенка | 55 | 21 | 12 | 4 | 1 |
Когда-либо находились под арестом | 7 | 7 | 3 | 1 | 0 |
Постоянно получают пособие | 31 | 17 | 8 | 2 | 0 |
Исключались из школы | 55 | 35 | 6 | 0,4 | 0 |
Связь между уровнем IQ и определенными жизненными сценариями в США.
- Полагаю, что тенденция в России в целом такая же, но она менее выраженная. Социальная структура в России более аморфна, а население у нас, с точки зрения уровня умственного развития, более однородно, чем в США. Но, повторяю, данные по России очень фрагментарны.
- В одной из ваших статей я прочитала, что характер связи способностей с успехом в обществе обусловлен устройством самого общества. Мудрый Конфуций в свое время сказал, что в хорошо устроенном обществе стыдно быть бедным, а в плохо устроенном - стыдно быть богатым. Перефразируя, можно получить весьма актуальное для современной психологии изречение: в хорошо устроенном обществе умным быть полезно, а в плохо устроенном - вредно. Как бы вы определили тенденцию в России? Полезнее ли сегодня быть умным, чем 10 лет назад?
- Это вопрос не из области психологии. Затрудняюсь ответить.
- В Интернете тысячи сайтов, предлагающих пройти тест на интеллект. На ваш взгляд, есть ли среди них адекватные?
- Все может быть, но я пока адекватных не встречал.
P.S. В вызвавшей в свое время много волнений и дебатов книге Р. Линна “IQ and the Wealth of Nations”, опубликованной в 2002 году и, насколько нам известно, не переведенной на русский язык, приведены следующие данные о распределении уровня интеллекта в разных странах мира:
Страна | IQ | Страна | IQ | страна | IQ |
Гонконг | 107 | Аргентина | 96 | Фиджи | 84 |
Южная Корея | 106 | Словакия | 96 | Иран | 84 |
Япония | 105 | Уругвай | 96 | Маршалловы Острова | 84 |
Тайвань | 104 | Португалия | 95 | Пуэрто -Рико | 84 |
Сингапур | 103 | Словения | 95 | Египет | 83 |
Австрия | 102 | Израиль | 95 | Индия | 82 |
Германия | 102 | Румыния | 95 | Эквадор | 80 |
Италия | 102 | Болгария | 94 | Гватемала | 79 |
Нидерланды | 102 | Ирландия | 94 | Барбадос | 78 |
Швеция | 101 | Греция | 94 | Непал | 78 |
Швейцария | 101 | Малайзия | 94 | Катар | 78 |
Бельгия | 100 | Таиланд | 93 | Замбия | 77 |
Китай | 100 | Хорватия | 92 | Республика | 73 |
Новая Зеландия | 100 | Перу | 91 | Уганда | 73 |
Велико- британия | 100 | Турция | 90 | Ямайка | 72 |
Венгрия | 99 | Индонезия | 90 | Кения | 72 |
Польша | 99 | Мексика | 89 | ЮАР | 72 |
Испания | 99 | Суринам | 89 | Судан | 72 |
Австралия | 98 | Бразилия | 87 | Танзания | 72 |
Дания | 98 | Ирак | 87 | Гана | 71 |
Франция | 98 | Колумбия | 87 | Нигерия | 69 |
Норвегия | 98 | Сомали | 87 | Гвинея | 69 |
Финляндия | 98 | Тонга | 87 | Зимбабве | 68 |
Канада | 97 | Ливан | 86 | Демократи- | 67 |
Чехия | 97 | Филиппины | 86 | Сьерра | 67 |
США | 97 | Куба | 85 | Эфиопия | 66 |
Россия | 96 | Марокко | 85 | Эквато- | 66 |
В последнем же исследовании Р. Линна, результаты которого широко публиковались во всем мире минувшим летом, приводились следующие данные распределения уровня интеллекта среди европейцев: Первое место поделили немцы и голландцы, набрав по 107 пунктов. Второе место заняли поляки (106), а третье - шведы (104). Далее идут итальянцы (102), австрийцы и швейцарцы (по 101), британцы и норвежцы (по 100 баллов). Замыкают топ-10 бельгийцы, датчане и финны с 99 баллами. Русские же находятся на 16 месте. Результат самой читающей нации - 96 баллов. В хвосте списка доктора Линна плетутся жители Греции, Болгарии, Румынии, Франции и Турции. Народом же с самым низким уровнем IQ оказались сербы - 89 баллов.
Необходимо учитывать, что тесты на определение уровня IQ - это продукт европейской культуры, и представители европейской цивилизации имеют огромную фору при их прохождении. Кроме того, играет роль опыт прохождения тестирования в целом, скорость реакции, определяемая особенностями нервной деятельности, и еще масса факторов. Так что видеть прямую связь между умом в широком смысле и результатами тестирования на уровень IQ было бы совершенно неверно.
Беседовала Татьяна Чеснокова