«Творчество – это желание быть в гармонии с миром»

О том, каков балет сегодня, а также о том, что ценит в спектаклях зритель, «Росбалту» рассказал хореограф, балетмейстер и продюсер Никита Дмитриевский, активно развивающий в России тенденции современного европейского балета.

О том, каков балет сегодня, а также о том, что ценит в спектаклях зритель, «Росбалту» рассказал хореограф, балетмейстер и продюсер Никита Дмитриевский, активно развивающий в России тенденции современного европейского балета.


- Откуда вы черпаете вдохновение?

- Идеи постановок появляются совершенно по-разному, никогда нет точного примера, как и откуда появляется приток новых красок. Само вдохновение - это, возможно, результат работы над объектом и впоследствии естественной фокусировки внимания, притяжение к себе всё новых и новых деталей, того, что хочешь сказать или выразить.

- Чем вы еще занимаетесь, кроме хореографии?

- Творчество - это желание делать, создавать то, что вам близко и то, без чего вы не можете мыслить свое существование. Для меня всегда важно быть на волне выращивания чего-то. Это в равной степени и растение, и балет, во всем есть несколько этапов совершенствования и возможности перемен. Мне интересна возможность причастия к созданию кинопродукции, это касается изображения, музыки и последующего воплощения в жизнь. Создавать новые вечера – гала-программы, посвященные современному балету и помогающие зрителю видеть гармонию движения. Увлечений много, главное - оценить место для самого себя в этом увлечении и быть критичным к собственным изысканиям.

- Почему вы стали танцовщиком и хореографом, а не актером и кинорежиссером, например?

- Возможно, это вопрос предрасположенности к владению определенными языковыми формами, я имею в виду совмещение движения, света и музыки. По сути, между режиссером, делающим кино, и хореографом, ставящим спектакль, нет разницы: и тот, и другой пытается дотянуться до чего-то, закрытого от взора людей. У каждого есть свой зритель, главное - какие цели преследует «художник», ведь от замыслов его зависит полет его «птицы».

- В каком стиле ваши балеты?

- Думаю, правильно будет определение «современный балет». Есть много расхожих взглядов, что есть, с одной стороны, «балет», с другой - «современный танец». И те, и другие противопоставляют себе друг друга и на контрасте пытаются доказывать своё преимущество. Мое творчество не несет противопоставлений и отрицаний, - лишь глупец смотрит только в будущее, нужно всегда оценивать историю и развитие культуры. Есть пророки, есть порочащие искусство личности, все это с разных сторон дает оценку не искушенному зрителю. Зритель должен быть свободен в своем выборе, и выбирать не по разумению чужому, а по собственному, даже по 6-му чувству, его это искусство или не его. Подобное всегда будет притянуто к подобному.

- Можете ли вы вычленить, что для вас интереснее: танец сам по себе или же балет как традиционная форма подачи танца?

- Всегда и во всем есть место для точки равновесия, в узко профилированном виде искусства могут быть идеальные пропорции между моралью общества и оценкой времени. Такие произведения выпадают из общепринятого времени исчисления и становятся вне рамок злободневных оценок критики. Для меня интересно соблюдать правильную дистанцию от свободного движения без рамок сценического пространства и консервативных взглядов относительно самой сцены.

С точки зрения живучести искусства, нужно преподносить его в виде красиво обернутой конфеты, чтобы, в большинстве случаев, оно было правильно оценено. Но иногда, для внерамочного восприятия, стоит пренебрегать этикетом общества и воздействовать на его эмоциональную сторону, используя не стандартные приемы.

- Часто ли вы используете классическую технику в своих работах, и насколько важным элементом постановки она является?

- С точки зрения обывателя, классический танец является эталоном восприятия балета, но любой профессионал знает, что это лишь ступень на пути освоения сцены. Классическая техника обязательна для гармонии артиста балета, чем более совершенным является внешняя форма артиста, тем более безупречным становится его возможность создавать эмоциональные образы.

Чем выше способность артиста использовать свое тело, тем более универсальным будет его творчество в глазах зрителя. Глаз человека всегда притягивается к чему-то прекрасному или, наоборот, отталкивающему, среднее звено в большинстве случаев не затрагивает человеческих эмоций. Классическая форма является важным моментом в оценке артиста, но не является решающей, профессионализм артиста - есть его умение варьировать между оттенками мышечного напряжения и быть на балансе эмоционального совершенства, только так вам будет сопереживать зритель.

- Что такое современный балет?

- С точки зрения хореографа «современный балет» - это всегда попытка совершения оценки времени с помощью танца, звука и светотени. Это срез ежеминутного восприятия истории и попытка его зафиксировать с помощью вышеперечисленных средств. Современный балет с точки зрения так называемых оценщиков его самого - это искусственное понятие, придуманное самими критиками, чтобы моментально вывести данный вид со ступеньки «балет» на подступеньку «современный балет», тем самым сразу отодвинув его на следующую позицию, данная трактовка с их точки зрения подчеркивает его сиюминутность и отрешение от предыдущих традиций. Правомерным отношением к понятию «современный балет» может сделать сведущий зритель с позиции времени, так как именно оно даст верную и единственную оценку.

- Кто сегодня лидер в балете, современном балете?

- У каждой державы танца, будь то Гранд Опера или Большой театр, есть свои взгляды на лидерство в этом виде искусства, так как современный балет - это не спорт, и здесь нет понятий «быстрее, выше, сильнее», здесь возникают совершенно другие оценочные факторы.

На все влияет общий уровень культуры, развитая структура взаимопроникновения с другими жанрами, такими как кино, живопись и т.д. Нельзя сказать, кто лидер в этом виде, так как оценка всегда будет относительной, и всегда будет расцениваться с точки зрения доступных сравнительных форм: «А у нас это делают иначе», «Это не по правилам», «Этот «автор» делает тоже, что делал другой 100 лет назад» и т.п.

Истинное творчество не имеет под собой стремления взойти на пьедестал и тем самым увековечить свое имя, это лишь желание соответствовать своей природе и быть в гармонии с миром. Для меня был и будет идеалом в отношении культуры танца Нидерландский театр танца, известный как театр Иржи Килиана. Сегодня это, на мой взгляд, лучший пример соотношения техники, времени и идей.

- Может ли искусство быть доступным?

- Искусство обязано быть доступным, оно должно быть понятно разному уровню социальных сфер - и крестьянин, и бизнесмен в офисе, должны, пусть и не до конца, видеть гармонию в предлагаемом искусстве. Сила искусства не в его отрешенности от мира сего, а в возможности приблизить разных по духу людей и открыть глаза на, казалось бы, разные вещи, с одного ракурса.

Искусство - это язык, язык, обращенный из одного времени в другое. Любая форма искусства, которую вы видите перед собой, предстала перед вами из прошлого, это передача информации, соединение пространства и времени, и чем более совершенным является оно, тем сильнее раскрыты горизонты времени, тем бессмертнее его существование.

Например, произведения Баха, Моцарта доступны всем, но каждый видит в них что-то свое, или группы-однодневки, выпускающие синглы, теряются в колесе времени через очень короткий промежуток. Искусство не должно опускаться до уровня толпы, а должно стремиться дотянуться до Бога. Эти слова в разное время говорились разными выдающимися творцами.

Беседовал Вадим Истомин