Posted 29 декабря 2009,, 21:19

Published 29 декабря 2009,, 21:19

Modified 1 апреля, 15:24

Updated 1 апреля, 15:24

«Посадки» отменяются

29 декабря 2009, 21:19
В 2009 году стало очевидно: к информации о раскрытии какого-то громкого преступления нужно относиться крайне осторожно. Год ознаменовался небывалым количеством фигурантов расследований, оказавшихся на свободе или сумевших избежать ареста.

В 2009 году стало очевидно: к информации правоохранительных органов о раскрытии какого-то резонансного преступления нужно относиться крайне осторожно. Минувшие 12 месяцев ознаменовались небывалым количеством фигурантов громких расследований, которые оказались на свободе или сумели избежать ареста. Происходило это по разным причинам: кто-то вовремя скрылся за границей, других выпустили из-под стражи по решению суда, третьих - за недоказанностью вины. Но все эти случаи наглядно показали, что уровень российского следствия оставляет желать лучшего.

Начался год с того, что Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ начал проводить задержания сотрудников службы безопасности «Евросети», которых заподозрили в похищении двух человек и вымогательстве у них денег. 28 января Мосгорсуд выдал санкцию на арест одного из главных подозреваемых по этому делу, совладельца компании Евгения Чичваркина, однако правоохранительным органам это не помогло. Еще перед Новым годом бизнесмен улетел в Англию, где и находится по сей день. Оперативники рассказывали тогда «Росбалту», что побег Чичваркина стал возможен из-за серьезной недоработки – в преддверии праздников на него просто забыли выставить «сторожевики» в аэропортах. Теперь перспективы выдачи Англией России бизнесмена выглядят крайне туманными.

Вовремя успел уехать за рубеж и бывший министр финансов Подмосковья Алексей Кузнецов – главный фигурант расследований о хищении из бюджета Московской области более 4 млрд рублей. Обвинения в масштабном разворовывании госсредств были предъявлены только бывшим руководителя «дочек» Мособлправительства - «Московской областной инвестиционной трастовой компании» (МОИТК), «Московского областного ипотечного агентства» (МОИА), «Ипотечной корпорации Московской области» (ИКМО). Кузнецова в 2009 году объявили в розыск, но сам он уже проживает в США (его супруга гражданка этой страны), а в Россию возвращаться явно не собирается.

Одной из главных «тем» нынешнего сезона стала ситуация вокруг Черкизовского рынка. Еще в октябре прошлого года «Росбалт» сообщил, что на главной барахолке страны проведены масштабные обыски, изъято товара на несколько миллиардов долларов. СКП РФ счел, что товар имеет контрабандное происхождение и опасен для здоровья людей. Но тогда данная история широкой огласке не получила.

«Гром грянул» в июне этого года, когда на президиуме правительства Владимир Путин крайне эмоционально «прошелся» по ситуации с контрабандой. «Борьба вроде бы ведется, а чего-то результатов мало. А результат в таких случаях – это «посадки» в тюрьму. Где «посадки»?», — поинтересовался премьер-министр. «Каналы как работали, так и работают до сих пор. На одном из рынков скопилось товаров на более чем $2 млрд. Его до сих пор не уничтожили, и хозяев нет».

В результате уже летом Черкизон был закрыт, к уже существовавшим делам прибавились десятки других, связанных с ситуацией вокруг рынка. Но про «посадки» пока так ничего и не слышно. А владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов тоже уехал жить за границу. Он открыл в Турции один из самых дорогих в мире отелей и попросил предоставить ему гражданство этой страны.

Впрочем, самый сильный удар по престижу СКП РФ был нанесен 19 февраля 2009 года, когда присяжные полностью оправдали обвиняемых в одном из самых громких преступлений последнего времени – убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Следователи вышли в Мосгорсуд с абсолютно «сырой» фактурой – без убедительных доказательств, без мотива преступления, без исполнителя убийства. С присяжными такие варианты не проходят. Не будучи уверенными в вине подсудимых, они предпочитают их оправдывать.

Почему следователи так слабо отработали это дело стало ясно, когда начался другой процесс, над бывшим сотрудником УБОП Москвы Сергеем Хаджикурбановым, ранее оправданным за убийство Политковской. На слушаниях вспыли факты, что долгое время в Москве существовал весьма дружный коллектив, состоявший из чеченских авторитетов, представителей спецслужб, а также бывших и действующих милиционеров.

«Авторитеты» помогали ФСБ РФ проводить в Чечне различные спецоперации, в том числе по ликвидации Шамиля Басаева. Видимо за эти заслуги спецслужбы долгое время не обращали внимания на то, что у «авторитетов» есть несколько групп киллеров, промышляющих «заказными» убийствами. Что касается столичных милиционеров, то они помогали чеченским гангстерам решать различные мелкие проблемы с правоохранительными органами.

СКП РФ во все эти хитросплетения вдаваться не стал. В итоге присяжные в суде услышали лишь то, что Хаджикурбанов, выполняя чей-то заказ, решил устранить Политковскую, а братья Махмудовы, следившие за ней, привезли к месту преступления своего брата Рустама, который и застрелил журналиста. Значительную часть процесса заняла демонстрация записей камер наружного наблюдения, на которых видно, как «люди, похожие на Махмудовых», крутятся в районе дома Политковской, паркуют там свою машину. Однако все эти доказательства адвокатами были поставлены под сомнение.

Вслед за фигурантами «дела Политковской» на свободу потянулись и другие арестованные по громким делам. Владельца компании «Арбат-Престиж» Владимира Некрасова и его делового партнера Семена Могилевича (Сергея Шнайдера) 24 июля отпустили под подписку о невыезде. Следователь, который вел дело о неуплате бизнесменами налогов на 115 млн, рублей, был отправлен на пенсию. Сейчас над Некрасовым и Могилевичем идет суд, а сама сеть полностью разорилась. Все магазины «Арбат-Престиж» закрыты.

В августе на границе с Абхазией был задержан Марат Валеев - находившейся в розыске фигурант уголовного дела об убийстве главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова. Но через несколько месяцев обвинения с него были сняты, Валеев он вышел на свободу.

25 декабря прямо в зале суда из-под стражи освободили экс-советника президента Чечни Рамзана Кадырова Аслана Дилиева. Он обвинялся в убийстве чеченского авторитета Мустафы Шидаева. Суд счел вину Дилиева недоказанной.

В 2009 году под залог были отпущены на свободу почти все фигуранты крупного дела о контрабанде в Россию товаров из Китая, из-за которого в свое время лишились своих постов многие генералы ФСБ РФ.

Главным же освобождением года стало изменение 13 ноября меры пресечения на подписку о невыезде генералу ФСКН Александру Бульбову. Он пробыл в СИЗО более двух лет по обвинению во взяточничестве и незаконной прослушке телефонных переговоров. Все это время Генпрокуратура (ГП) настаивала, что никаких доказательств вины генерала у СКП РФ нет. А адвокаты Бульбова прямо говорили, что его просто «прицепили» к уже существовавшему делу и упекли в тюрьму в отместку за разоблачение того самого канала по контрабанде одежды из Китая. Генпрокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение в отношении Бульбова, сам генерал находится на свободе под подпиской о невыезде.

Также ГП в 2009 году не стала утверждать обвинительное заключение и по другому громкому делу – в отношении замминистра финансов Сергея Сторчака, которому предъявлены обвинения в покушениеи на мошенничество. В ведомстве Юрия Чайки считают, что и в инкриминируемых чиновнику деяниях состава преступления тоже нет.

О сомнительности дел в отношении Бульбова и Сторчака заявлял и экс-начальник Главного следственного управления СКП РФ Дмитрий Довгий. Правда, сделал он это уже после своей скандальной отставки. Закончились такие откровения для бывшего главного следователя страны весьма плачевно. 30 июня Мосгорсуд приговорил Довгия к 9 годам колонии строго режима. Он был признан присяжными виновным в получении взятки в 750 тысяч евро и превышении должностных полномочий. Главным свидетелем обвинения по данному делу выступал бизнесмен Руслан Валитов – сам фигурант крупного расследования о мошенничестве.

Показания еще одного обвиняемого, правда, по другому делу, руководителя фирмы «Петро-Юнион» Ильи Клигмана, способствовали тому, что к крупному сроку был приговорен Владимир Барсуков (Кумарин), которого когда-то называли «ночным хозяином» Санкт-Петербурга. Клиглмана следователи считали «теневым бухгалтером» Кумарина, он был арестован в 2008 году, однако потом вышел на свободу и дал показания против своего бывшего шефа. В результате 12 ноября на выездном заседании Куйбышевского суда Санкт-Петербурга в здании в Мосгорсуда Кумарин был признан виновным в рейдерских захватах и приговорен к 14 годам тюрьмы.

А один сиделец по громкому делу до суда так и не дожил. Юрист Сергей Магнитский был задержан 24 ноября 2008 года в рамках уголовного дела в отношении главы фонда Hermitage Уильяма Браудера, подозреваемого в уклонении от уплаты налогов на 3,8 млрд рублей. В ноябре этого года Магнитский умер в СИЗО. Следом за этим последовала волна отставок во ФСИН, разобраться в ситуации, повлекшей смерть юриста, распорядился лично президент Дмитрий Медведев.

Юрий Вершов