Posted 13 апреля 2010,, 12:59

Published 13 апреля 2010,, 12:59

Modified 1 апреля, 14:16

Updated 1 апреля, 14:16

Русский ваххабит Косолапов уехал из России

13 апреля 2010, 12:59
Поисками Павла Косолапова, подозреваемого в организации серии взрывов на территории России, занялся Интерпол. По данным «Росбалта», российские спецслужбы выяснили, что в 2010 году Косолапов покинул пределы нашей страны.

Поисками русского ваххабита Павла Косолапова, подозреваемого в организации серии взрывов на территории России, занялся Интерпол. На официальном сайте организации по международному розыску (www.interpol.com) появились установочные данные и фотография террориста. По информации «Росбалта», российские спецслужбы выяснили, что в 2010 году Косолапов покинул пределы нашей страны. Границу он пересекал по паспорту на фамилию другого человека.

Информация о Павле Косалапове появилась на сайте Интерпола в конце прошлой недели. В ней сказано, что он объявлен в розыск Мещанским судом Москвы за преступления против жизни и здоровья граждан, а также приводится описание мужчины. Источник в российских спецслужбах сообщил «Росбалту», что сведения на Косолапова в Интерпол были переданы после того, как оперативникам стало известно, что русский ваххабит покинул нашу страну. Произошло это в 2010 году, уже после того, как был осуществлен подрыв поезда «Невский экспресс».

«Было установлено, что Косолапов по поддельному выехал в одну из стран СНГ, а потом в одно из европейских государств. Для того, чтобы отследить его дальнейший путь и задержать, нам необходима помощь Интерпола», - отметил источник агентства. По его словам, установить паспорт, по которому Косолапов пересекал границу, удалось благодаря записной книжке террориста, а также показаниям людей, общавшимся с русским ваххабитом.

Собеседник агентства в НЦБ Интерпола уточнил, что решение об аресте Косолапова вынесено Мещанским судом столицы, поскольку на его территории расположено УФСБ по Москве и Московской области, расследующее дело о взрывах в Люберецком районе Подмосковя. Заочно русскому ваххабиту предъявлены обвинения по статьям УК РФ 222 (незаконное хранение взрывчатки), 223 (незаконное изготовление оружия) и 281 (диверсия).

Охоту за Павлом Косолаповым спецслужбы ведут с февраля 2004 года, когда он устроил серию взрывов под линиями ЛЭП в Московской области. «Косолапов имеет славянскую внешность, ничем не выделяется, – отметил источник агентства. – Обычно он снимает квартиру или домик в каком-нибудь регионе, устраивается на работу и спокойно ждет своего часа. Так, мы установили, что террорист трудился в одном из фермерских хозяйств, в колхозе. И ни у кого этот молодой человек подозрений не вызвал».

По данным «Росбалта», в одном из убежищ, которое Косолапов покинул в спешном порядке, была обнаружена его записная книжка. Сотрудники спецслужб начали опрашивать всех указанных в ней людей. Как уже подробно рассказывало агентство, именно так удалось выйти на проживающего в Подмосковье чеченца Мурата Амерханова.

В 2008 году в квартиру Мурата в Солнечногорске ворвалась группа сотрудников УФСБ по Москве и Московской области, которые доставили его в здание управления в столице. Там почти сутки Амерханова допрашивали по уголовным делам о терактах, в материалах расследования которых фигурировал Павел Косолапов. По информации «Росбалта», контрразведчики считают, что в 2000 году Мурат одно время общался с Косолаповым, а в декабре 2003-го года Павел вновь навестил в Солнечногорске Амерханова и попросил выполнить некую просьбу.

Сотрудники ФСБ не исключали, что Мурат помог Косолапову получить новые документы на другую фамилию. По словам знакомых Мурата, он изложил сотрудникам УФСБ свою версию событий. Из нее следовало, что в 2000 году в Солнечногорске Амерханов познакомился с неким парнем из Волгоградской области (оттуда родом Косолапов). Незнакомец (он полностью подходит под описание Косолапова — рост 1,85-1,90 м., с русыми волосами, крепкого телосложения) представился Андреем. Некоторое время молодой человек жил в квартире Амерханова, а потом его прогнали, так как гость стал приводить девушек и каких-то сомнительных знакомых.

По данным «Росбалта», получив эту информацию, спецслужбы выяснили, что Косолапов одно время использовал паспорт Бородина Андрея Валерьевича. Удалось установить и ряд документов на иные фамилии, которыми распоряжался террорист. По одному из них он и уехал из России.

Что касается самого неуловимого Косолапова, то, как удалось выяснить агентству, спецслужбы собрали досье не только на него самого, но и на его ближайших знакомых. Эти люди пока тоже не задержаны. По данным оперативников, после того, как Павел Косолапов был отчислен из военного училища, он вернулся в свой родной хутор в Волгоградской области.

В местной школе инструктором по спорту работал уроженец Ачхой-Мартана Аслан Мизаев, с которым Косолапов быстро сдружился. Молодой человек стал частым гостем в доме Мизаевых, общался с его братьями Зелимханом и Алиханом, а также главой семейства Хасаном Мизаевым. В доме постоянно бывал еще один чеченец - Шамхан Бибулатов.

Именно эти люди и уговорили Косолапова уехать на время в Чечню, где он, по данным спецслужб, принял ислам, взял себе два мусульманских имени — Абу Айяд и Мухамад. Косолапов прошел обучение в Чечне в лагерях арабских полевых командиров Абу Кутейба и Абу Дзейда, где сдружился с группой граждан Казахстана. Они приехали в Оренбургскую область обучаться в местном медресе, а потом оказались в школе боевиков.

После нескольких удачных операций в Чечне и Ингушетии арабы сделали Косолапова инструктором в созданной Шамилем Басаевым бригаде смертников «Риядус-Салихийн». А в 2003 году его назначили руководителем диверсионной группы, отправленной в Россию для совершения терактов. Типичная для России внешность большинства ее членов не привлекала внимания правоохранительных органов.

После этого, по данным оперативников, Косолапов вернулся в Волгоградскую область, а оттуда уже уехал в Подмосковье для выполнения крупного задания. Причем, как считают в спецслужбах, в этой поездке Косолапова сопровождали Аслан Мизаев и Шамхан Бибулатов. Закончился это вояж серией взрывов под линиями ЛЭП в Подмосковье в 2004 году.

Когда сотрудники ФСБ 19 февраля 2004 года нагрянули в квартиру, которую Косолапов с подельниками снимали в Люберцах, там никого уже не было.

С 2004 года география действий Косолапова была обширна. После его появления взрывы раздавались в Краснодарском крае, Воронежской, Самарской областях. И все это время и он сам, и люди из его окружения оставались для спецслужб недоступными. Один из самых громких терактов, в котором подозревают Косолапова, стал подрыв «Невского экспресса» 13 августа 2007 года. Появлялась информация о том, что он может быть причастен и к подрыву «Невского экспресса», совершенному 27 ноября 2009 года.

Александр Шварев