Posted 12 октября 2010,, 14:57

Published 12 октября 2010,, 14:57

Modified 1 апреля, 11:47

Updated 1 апреля, 11:47

Спасут ли визы от мигрантов?

12 октября 2010, 14:57
Каждый пятый москвич, опрошенный социологами РГСУ, высказался в пользу политики изоляции в отношении мигрантов. Многие считают необходимым ввести визовый режим со странами СНГ. Эксперты «Росбалта» рассуждают на эту тему.

Согласно последним исследованиям общественного мнения Российского государственного социального университета (РГСУ), 39,9% москвичей, «ощущают присутствие мигрантов в регионе». Они недовольны «ростом преступности», «усилением межнациональной напряженности» и тем, что «иностранцы отбирают у них рабочие места». При этом каждый пятый опрошенный высказался в пользу политики изоляции. Она, в частности, предполагает введение визового режима с некоторыми из бывших союзных республик. Напомним, ужесточенные правила пересечения российской границы сегодня действуют по отношению к гражданам Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии и Туркмении. Что было бы, понастрой власти визовые препоны для жителей тех девяти стран СНГ, которые до сих пор пользовались правом беспрепятственного въезда на территорию РФ, «Росбалт» решил поинтересоваться у экспертов в области миграционной политики.

«Ничего хорошего - точно, - отрезал заместитель заведующего кафедрой управления миграционными процессами Государственного университета управления, член Академии изучения проблем национальной безопасности, председатель Общественного совета при ФМС России Владимир Волох. - Международное сотрудничество всегда подразумевает двустороннее движение. И если по отношению к какой-то стране или к отдельной категории граждан Россия введет визовый режим, то вторая сторона, можете не сомневаться, установит аналогичные, если не более жесткие, правила. И тогда прощайте, полюбившийся отдых в Крыму и частые свидания с родственниками из Белоруссии».

Второй аспект нашей гипотетической проблемы связан, по словам Волоха, с непростыми отношениями между Россией и Евросоюзом: «все развитые государства идут по пути упрощения визовых процедур. Поэтому если мы будем ужесточать правила, то в скором времени они нам же и станут боком».

Российским туристам сегодня не нужно оформлять визы при пересечении границ некоторых Балканских стран (Сербии, Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины), Кубы, Эквадора, Перу, Южной Кореи, Марокко, Таиланда. В списке симпатизирующих русским путешественникам государств значатся даже такие экзотические, как Ботсвана, Сейшельские и Мальдивские острова, Вануату, Фиджи. А не так давно нас освободили от 20-долларовой мзды за отдых в Турции. Но как бы хорошо у нас ни складывались отношения с этими странами на данном этапе, никто, по мнению Владимира Волоха, не помешает им пересмотреть договоренности с Москвой, если вдруг российская миграционная политика войдет в противоречия с общемировой тенденцией к объединению.

Позицию коллеги разделяет президент фонда «Миграция XXI век», бывший заместитель директора Федеральной миграционной службы РФ Вячеслав Поставнин. «Весь мир стремится к интеграции, а мы стремимся в ЕС. Было бы, по меньшей мере, странно добиваться безвизовых отношений с Западной Европой и одновременно вводить визы для стран СНГ, - говорит он. - То есть с Германией у нас будут безвизовые отношения, а, например, с Украиной – визовые? Так что ли?».

С политической точки зрения, уверен Поставнин, России необходимы «плотные связи с соседями». «Нас волнует то, что там происходит. Если на границе начнутся мятежи или военные действия, к нам хлынут беженцы, - поясняет бывший директор ФМС. – А подобные последствия, согласитесь, легче предотвратить, чем потом пытаться их в спешке ликвидировать».

Но не только отчаявшимися беженцами страшны бывшие советские республики, отрезанные от благ российской экономики. Введение визового режима могло бы осложнить геополитическое положение страны в целом. Россия – держава континентальная, которой, в отличие от США или Великобритании, необходим своеобразный пояс безопасности, буферная зона из дружественных государств – сытых и миролюбивых.

«Допустим, введем мы визовое положение, - рассуждает исполнительный директор центра «Миграция и закон» Сулеймон Шохзода. - Внутренняя обстановка в странах СНГ усугубится. В Южном направлении возникнут экономические осложнения. Как это коснется нас? Да напрямую. Представьте, например, что между Россией и Афганистаном не осталось бы никакого заслона. Что, если бы эта маргинальная зона, положение которой существенно ухудшилось в период мирового финансового кризиса, граничила с нами?»

Разумеется, Россия не может взаимодействовать с соседями исключительно по принципу «меценат – нищенствующий», бесперебойно обеспечивая выходцев из стран-доноров временным кровом и дешевым хлебом. Рыночные отношения необходимы, «но, - уточняет Сулеймон Шохзода, - прагматизм при этом должен носить гуманный характер».

К слову о гуманности. Как рассказал «Росбалту» депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин, по разным оценкам, за рубежом сегодня проживают от 20 до 30 млн наших соотечественников. «Закрой мы въезд в РФ украинцам, казахам или, скажем, молдаванам, мы одновременно соорудим преграду и для русскоязычных граждан, проживающих в этих странах, - говорит эксперт. - Мне кажется, нам, наоборот, нужно всячески поддерживать взаимосвязь с нашими соотечественниками, предоставлять им, в случае если они живут в странах с визовым режимом, многократную бесплатную визу на въезд в Россию, развивать двойное гражданство и форму упрощенного вступления в российское гражданство наших соотечественников за рубежом».

«Что же до мигрантов, то они вносят в нашу с вами жизнь огромный вклад, удешевляя ее по целому ряду направлений, компенсируя нехватку трудовых ресурсов во многих специальностях, которые по каким-то причинам не востребованы среди местного населения, - отмечает Затулин. – Улицы в Москве теперь метут граждане СНГ, они же строят дома, водят троллейбусы и автобусы. Безусловно, мы должны стремиться к тому, чтобы миграция была культурной, чтобы бытовые и прочие нормы, которые действуют в России на ведомственном и законодательном уровне, выполнялись. А для этого нужно, во-первых, заниматься планированием миграции, во-вторых, следить за ее качеством и количеством, и, в-третьих, бороться с нарастающей в стране ксенофобией».

Введение визового режима, по общему мнению экспертов, не решит проблемы, существующие в российской миграционной политике. Не станет меньше нелегальных мигрантов: вне закона приезжие, как правило, оказываются уже на территории РФ – когда забывают продлить временную регистрацию или оформить трудовой договор с работодателем. Не сойдет на «нет» и статистика преступлений, которая, согласно опросу РГСУ, пагубнее всего сказывается на нервных клетках москвичей.

Впрочем, и этим можно поспорить. «Мигранты, по данным МВД, совершают около 1,7% от общего количества преступлений в РФ, - говорит Владимир Волох. - Но обыватели зачастую приписывают им «подвиги» россиян, приезжающих из других регионов, путая иногородних с иностранцами. Этим и объясняется общественное мнение, которое зафиксировали наши коллеги из РГСУ».

«Причем всего 1% этих преступлений совершаются людьми, которые пребывают в стране нелегально, - добавляет ответственный секретарь общественно-консультативного совета при столичном управлении ФМС России Юрий Московский. – Процент нелегальных мигрантов у нас невысок. Основная загвоздка – в нелегально работающих. Но эта тенденция относится не только к иностранцам: у нас существенная часть экономики находится в тени, многие россияне получают зарплаты в конвертах, по договоренности. Введение визового режима не решит ни одной из этих проблем, зато создаст дополнительные: создаст еще одну бюрократическую структуру, сотрудникам которой мы с вами должны будем платить из своего кошелька. А значит, нужно улучшать условия жизни внутри страны, карать взяточников, ужесточать трудовое законодательство, вместо того, чтобы выдумывать препоны там, где, по логике, их быть не должно».

Единственные, кому визовый режим был бы на руку, - борцы с наркопреступностью. Как отмечает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов, наибольшую активность из поборников ужесточения визовых правил проявляют те, кто винит трудовых мигрантов в процветании наркобизнеса.

«В их рассуждениях есть резон, - комментирует собеседник «Росбалта». - Человек, пересекающий границу по сто раз в год, вполне закономерно наводит на подозрения. Но ведь представители наркобизнеса – это незначительная часть мигрантов вообще. Иными словами, нам предлагают создать проблемы для всех, чтобы решить одну единственную».

«Чем четче, понятнее и прозрачнее процедура привлечения иностранной рабочей силы, тем выше процент людей, которые приезжают и работают по закону, - уверена заместитель заведующего кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ирина Ивахнюк. - И наоборот: чем эти процедуры мутнее, чем они административно более запутаны, тем, соответственно, больший масштаб приобретает проблема нелегальной миграции и нерегистрируемой занятости. У меня такое ощущение (может я оптимист?), что наша миграционная политика сейчас движется как раз в этом направлении. Начинают прорисовываться каналы, программы, по которым из-за рубежа привлекаются рабочие тех или иных категорий: теперь поток иностранцев у нас разделяют на занятых у физических лиц, на низко- и высококвалифицированных специалистов. Старт дан. И чем подробнее в дальнейшем будет расписана вот эта миграционная палитра, тем четче мигранты будут понимать, что от них требуется, и тем охотнее они будут переходить из нелегального поля в легальное».

Как отмечают авторы исследования «Общественное мнение о миграционной политике России», 55% москвичей «обеспокоены разрушением генофонда своего города». Помимо чисто биологических аспектов сосуществования с иностранцами, респондентов, хочется верить, волновала еще и проблема сохранения культурных ценностей, которые веками формировали образ российской столицы.

По мнению председателя комитета «Гражданское содействие», руководителя сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал», члена совета по правам человека при президенте РФ Светланы Ганнушкиной, проблема культурной самоидентификации народов приобретает сегодня общемировой характер. «Границы между странами стираются. И это ставит перед человечеством огромный вызов. Это новые проблемы, решения которых пока никто не нашел. Это вызов сегодняшнего дня, это то, от чего нельзя отворачиваться и что невозможно решить запретами».

Дарья Миронова