Posted 1 декабря 2010,, 13:05

Published 1 декабря 2010,, 13:05

Modified 1 апреля, 10:56

Updated 1 апреля, 10:56

"Надеюсь, Таривердиев будет востребован все больше и больше"

1 декабря 2010, 13:05
В 2011 году исполняется 80 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева, автора музыки более чем к 130 фильмам, 100 романсам, 4 операм. Концерт «Ностальгия по настоящему», который состоится 9 декабря в Государственном Кремлевском дворце, открывает программу торжественных мероприятий. На вопросы читателей «Росбалта» отвечает Вера Таривердиева, президент Благотворительного фонда творческого наследия Микаэла Таривердиева.

В 2011 году исполняется 80 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева. Гениальный композитор — автор музыки более чем к 130 фильмам, среди которых легендарные «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы», 100 романсам, 4 операм. Концерт «Ностальгия по настоящему», который состоится 9 декабря в Государственном Кремлевском дворце, открывает программу торжественных мероприятий, посвященных юбилею корифея музыки двадцатого столетия. На вопросы читателей «Росбалта» отвечает Вера Таривердиева, президент Благотворительного фонда творческого наследия Микаэла Таривердиева.


Сергей Иванович: Занимает ли какой-либо пост в Благотворительном фонде творческого наследия Микаэла Таривердиева его сын Карен Микаэлович? Ведь он вполне бы мог быть лицом Фонда (похож на отца как две капли воды), неординарная личность, ветеран боевых действий, имеет ранения, орденоносец.

В.Т.: Нет, не занимает, потому что у нас нет должностей, есть только друзья фонда. Я сама – и президент, и секретарь, и машинистка, и курьер, и водитель. И арт-составитель проектов. Чтобы что-то получалось, нужно этим жить, в этом жить. Если бы Карен хотел бы этим заниматься, я была очень рада. Но у него другая жизнь. Он – другое дерево.

Геннадий Маргулис: Сочетается ли музыка Микаэла Леоновича с Дворцом Съездов, его официозом и сомнительной акустикой?

В.Т.: Я много думала об этом и несколько лет именно в связи в тем, что задавала себе именно этот вопрос, не решалась на предложения организовать концерт в этом зале. Но побывав на концерте Терем-квартета, я поняла, что при определенных усилиях (немалых) можно и в этом зале сделать не попсовый, а музыкальный проект. Ну не только же попсе высупать в Кремле. Мне очень хотелось 80-летие Микаэла Леоновича отметить широко, чтобы снимал один из наших ведущих каналов. А это возможно было только в этом зале. И я решилась. Мне нравится программа в том виде, в котором она сложилась. Мне нравится, что музыку Микаэла Леоновича переводят на другие языки при помощи народных, национальных инструментов ( в этом концерте будут произведения Таривердиева, переложенные для дудука, сякухати и семисена, русских народных инструментов), и мы имеем возможность представить новые версии, новые интерпретации, премьеры.

Как получится, как мы будем чувствовать в этом зале – давайте обсудим это после концерта. И все же я уверена, что тихая интонация Таривердиева и в этом зале дойдет до каждого сердца.

Катя: Как сложилась судьба трио «Меридиан», которое активно сотрудничало с М.Таривердиевым?

В.Т.: Судьба трио сложилась, на мой взгляд, хорошо и интересно. Они – одни тех, с кем Микаэл Леонович работал, много работал, во многом определил их стиль, неповторимую интонацию и звучание. Трио сохранило свою самобытность именно в этом направлении – они работают в прежнем составе, по-прежнему стремятся к осмысленному репертуару. Они не имеют ежедневных эфиров на Первом или Втором каналах, но зато они сохранили сами себя. А это дороже. Они принимают участие в концерте и открывают его двумя романсами из цикла на стихи Андрея Вознесенского, они исполняют «Ностальгия по настоящему» и «Запомни этот миг».

Ирина: Меня потрясла судьба сына Микаэла Таривердиева, тем более, если знать, что Карэн сын великого композитора. Потрясла его независимость в проживании собственной жизни, безотносительно славы отца, его знаменитой фамилии. Как сейчас здоровье Карэна Микаэловича? Пожелайте ему всего доброго. А вам я желаю, чтоб все, что касается памяти Микаэла Таривердиева было так же красиво, как и его музыка.

В.Т.: Спасибо большое. Ваши пожелания передам. Здоровье Карена нормальное, что называется, в пределах.

Владимир: Просто хочу выразить свои чувства. Хорошо, для всех хорошо, что был такой Человек! Я думаю на канале "Культура", вам не откажут о проведении передач с его записями.

В.Т.: Спасибо, я с вами согласна и надеюсь, что Микаэл Леонович будет востребован все больше и больше. Мне такой представляется судьба его музыки. Он редкостно цельный человек и композитор. Его музыка неотделима от его жизни, судьбы. И она естественно возвышенна и духовна. И проста самой возвышенной простотой.

Евгений: Слушая музыку Таривердиева, которая по-своему гениальна, понимаешь, насколько он любит и сострадает человечеству, и спрашивает нас: Люди! А вы умеете любить эту землю, страну, себя?". Хочу спросить был ли человеком верующим, считал ли, что любовь спасет мир ("Адам женится на Еве")? Здоровья и терпения вам!

В.Т.: Мне кажется, что тот, кто знает музыку Микаэла Леоновича, может однозначно ответить на ваш вопрос утвердительно. Собственно, вы сами на него и отвечаете: Да! Микаэл Леонович – очень чувствительный человек. И если кому-то было нехорошо где-то недалеко, он чувствовал, даже если не знал. Это все есть и в его музыке – и любовь, и сострадание.

Олег Грачев: Я неизменный поклонник музыки М.Таривердиева Будут ли на концерте звучать его гениальные песни из фильма "Прощай" на стихи Г.Поженяна и музыка из другого забытого фильма - "Человек идет за солнцем". Почему в афише концерта не значится имя одного из лучших интерпритаторов песенного творчества Таривердиева - Елены Камбуровой. А самое главное: хотелось бы исполнительской новизны. а не повтора концерта пятилетней давности из зала им.Чайковского. Удачи!

В.Т.: Из фильма «Прощай» в исполнении Ольги Дзусовой прозвучит монолог на стихи Григория Поженяна «Я такое дерево». Будет и много нового – японцы на своих инструментах, Таривердиев на японском языке в исполнении другого дуэта, Федерико Мондельчи и Саксофони Итальяни также приготовили новые композиции на музыку Микаэла Леоновича, будет и фрагмент оперы «Граф Калиостро», и премьера авторской обработки еврейской песни. Надеюсь, нового больше, чем старого. Хотя и без «хитового» репертуара не обошлось.

Елена Камбурова 9 декабря вернется к работе, которую они с Микаэлом Таривердиевым сделали в 60-е годы – циклу «Прощай оружие». Она будет исполнять «По мокрой земле» и «Любовь и сострадание» (продолжение текста «Только любовь, только любовь, только любовь и сострадание»).

Татьяна: Уважаемая Вера, я расскажу вам о замечательных, интеллигентных родителях вашего мужа. Это рассказ моей свекрови, которая жила с ними в одном тбилисском дворе. Квартиры располагались рядом, разделены были некапитальной стеной, в которой когда-то была дверь. Слышимость отличная. Так вот, рано-рано утром, до школы, мой муж, тогда маленький мальчик, мастерил корабль. И стучал изо всех сил молотком. Как я помню по рассказу свекрови, продолжалось это не один день и остановить творческий порыв было невозможно. Конечно, будил соседей. Но как реагировали Таривердиевы? Они встретили свекровь на лестнице и тихо, интеллигентно сказали: "Какой у вас чудесный мальчик! Все еще спят, а он уже мастерит, стучит".
Уже давно нет свекрови, историю эту знаю больше двадцати лет. И рассказываю всем. Ведь история-то очень поучительная

В.Т.: Спасибо большое! Действительно, у Микаэла Леоновича замечательный и очень интеллигентные родители. О них вспоминает Микаэл Леонович в своей книге «Я просто живу». Там много сценок из жизни тбилисского двора. А вы знаете, что на этом доме установлена мемориальная доска?

Андрей: Кто в семье продолжает традиции вашего мужа в области композиторства?

В.Т.: К сожалению, никто. Все занимаются совсем другими профессиями и делами. Но все – очень творческие и талантливые люди. И сын Микаэла Леоновича, и его внучки, и племянник и племянница, и внучатый племянник. В общем, все – очень творческие, разнообразные деревья.

Пользователь: Мой вопрос не связан с юбилеем композитора.
не знаю, имеете ли вы контакт с Карэном. Я пытался с ним связаться через "Одноклассников", но безуспешно. 25 лет назад мы вместе служили в Чирчике. Хотелось бы возобновить контакт с ним. Если можете - поспособствуйте, пожалуйста. Спасибо и удачи вам во всем.

В.Т.: Спасибо за добрые пожелания. Сообщаю вам мобильный телефон Карена. Думаю, он будет рад вашему звонку. 89031712903

Елена: Как-то по телевизору показывали интервью с сыном М. Таривердиева. Человек со сложной судьбой, но вызывающий восхищение своей жизненной позицией. Как сложилась его дальнейшая судьба? О таких бы чаще рассказывать - великолепный пример патриотизма для молодого поколения. И какой пример воспитания сына отцом М.Таривердиевым показан в этой передаче.

В.Т.: Я думаю, что Карен рассказал о своей судьбе в этой передаче. А как дальше сложилась судьба – она у него сложилась тогда, когда он был офицером, воевал в Афганистане, потом стал писать. А теперь она просто продолжается. Он работает, что-то пишет. Воспитывает двух дочерей. Любит.

Лариса: Я хотела бы вас поблагодарить за то, что вы делаете, для меня - в том числе. Для меня музыка М.Таривердиева - это почти философия жизни, напоминание о сущем, о настоящем, о стоящем. Любовь к этой музыке объяснять не нужно, Вера, у меня нет вопросов, просто спасибо.

В.Т.: Спасибо вам, Лариса. Мне очень дорого такое отношение к Микаэлу Леоновичу. Мы одной группы крови.

Николай: Мелодии Микаэла звучат всегда во мне может еще есть не опубликованные или ранние неопубликованные хотелось бы послушать хотя бы иногда а то редкость такие шедевры

В.Т.: Они будут в концерте, они бывают на дисках, которые выпускает фирма «Бомба мьюзик». Нам повезло с издателями. Они готовы выпускать все, что записано. Это очень много музыки. Вот и к концерту выйдет новый диск. Называется «Человеческий голос» Зара Долуханова, Нина Лебедева, Мария Лемешева исполняют произведения Микаэла Таривердиева, вокалдьные циклы, Монооперу «Ожидание», Все три певицы работали с Микаэлом Леоновичем, были первыми исполнительницами, каждая – своих произведений.

Петр: Остались ли еще не опубликованные творения гениального композитора?

В.Т.: Да, и много. Если считать публикацией ноты, то большая часть произведений Таривердиева в нотах не издана. А если на CD – то все равно много. Есть даже неисполненные – Опера «Женитьбы Фигаренко», Второй скрипичный концерт, балет «Девушка и смерть», балет «Герника».

Алла: По каким критериям Вы отбираете исполнителей песен Таривердиева?

В.Т.: Так и хочется написать: по самым высоким. Но на самом деле каким-то образом исполнители появляются сами. Или ты что-то слышишь и чувствуешь, что это человек близкой интонации. Таривердиева очень сложно исполнять. Он только по первому впечатлению простой. А как только дело доходит до нот - все оказывается совсем непросто. А вообще тот, кто хочет исполнять Таривердиева, чувствует, понимает – у того и получается.

Это вопрос музыкальной близости именно данной музыки. Поэтому могу сказать: наверное, по принципу родственных связей. Душевных, духовных.