Posted 25 декабря 2010,, 09:31

Published 25 декабря 2010,, 09:31

Modified 1 апреля, 10:28

Updated 1 апреля, 10:28

«Мосметрострой»: аукцион для «своих»

25 декабря 2010, 09:31
Аукцион по приватизации «Мосметростроя» показал, что в ряде моментов Россия недалеко ушла от времен ваучерной приватизации и залоговых аукционов. Часть потенциальных покупателей не была допущена к торгам. Страна, возможно, недополучила более 7 млрд рублей.

Аукцион по приватизации «Мосметростроя» показал, что по цивилизованности отношений государства с бизнесом Россия недалеко ушла от времен ваучерной приватизации и залоговых аукционов. Ряд потенциальных покупателей крупнейшего строителя столичного метрополитена не были допущены к участию в торгах самым незамысловатым образом – на них не заказали пропуски на проход в здание. Из-за этого страна, возможно, недополучила более 7 млрд рублей.

На торги были выставлены 100% (более 804 тыс.) акций компании по начальной цене почти 2,2 млрд руб. Шаг аукциона составил 20 млн рублей. Победитель аукциона определился после 268 шагов. Им признано ООО «Центрстрой», предложившее за компанию почти 7,56 млрд руб.

Компания «Мосметрострой» был создана в 1931 году. Ею построено 177 станций и более 300 км линий метро. По мнению аналитика «Инвесткафе» Максима Лобады, особенно интересно эта покупка выглядит в свете двух предстоящие событий. Во-первых, по планам правительства, строительство Московского метрополитена будет резко ускорено. Так, в 2011 году запланировано увеличение бюджетных расходов на эти цели до 50 млрд руб. против 31,3 млрд в уходящем году. А новый мэр столицы Сергей Собянин заявил о будущем увеличении темпов строительства с 4 до 15 км в год.

Во-вторых, «Мосметрострой» занимается не только метро, но и активно участвует в строительстве железнодорожных и автотранспортных тоннелей, подземных переходов и вестибюлей, а также автодорожных тоннелей и развязок, напоминает аналитик «Инвесткафе». В частности, «Мосметрострой» является генподрядчиком Краснопресненской автомагистрали. А увеличение автодорожного строительства Собянин считает одной из приоритетных задач на ближайшее время.

Неудивительно, что «Мосметрострой» стал «лакомым кусочком» для многих инвесторов. Однако борьба за него оказалась нечестной. Претендовали на участие в аукционе 8 компаний, но допущены к нему были лишь четыре: ООО «Эврострой», ООО «Сэлтехстрой», ЗАО «Финсервис» и ООО «Центрстрой».

Представитель одной из «выброшенных за борт» компаний – НПО «Мостовик» – рассказал об удивительных по своей грубости методах, которыми Росимущество избавилось от нежелательных участников торгов. В 8:30 мск в день торгов бюро пропусков ведомства, где должен был проходить аукцион, выдало пропуски лишь двум участникам, а затем выдачу прекратило, мотивировав это тем, что поступила некая команда не выдавать пропуски до 9:00. По наступлении этого времени выяснилось, что на оставшихся участников аукциона – представителей Группы Е-4, НПО «Мостовик», «Мидинвеста», а также независимого участника конкурса А. Макарова пропуски не заказаны.

«В 9:10 отвергнутые участники, к удивлению организаторов, прошли к залу проведения торгов без пропусков, – рассказывает представитель «Мостовика». – Тогда организаторы объявили о необходимости дожидаться уведомлений о допуске или недопуске к аукциону, хотя по закону это уведомление Росимущество должно было предоставить участникам за сутки до проведения аукциона. В итоге уведомления были вынесены и переданы участникам только в 9:35, когда аукцион уже был в полном разгаре».

"Всем участникам, которые не по своей вине оказались без пропусков, было отказано в допуске к аукциону по весьма сомнительным причинам: якобы отсутствие полного пакета документов, без какой-либо конкретики. Нам очевидно, что организаторы торгов рассчитывали на грубую акцию, целью которой было якобы непоявление участников аукциона в назначенное время в Росимуществе. Так как этого не произошло, уже после начала аукциона на скорую руку были сфабрикованы и предъявлены эти уведомления", - отмечает представитель "Мостовика".

Сумму, предложенную за «Мосметрострой» победителем аукциона, участники рынка и эксперты считают заниженной. Хотя «Мосметрострой» был продан втрое дороже первоначальной цены, «очень грубо его можно оценить как минимум в два раза дороже», говорит Максим Лобада из «Инвесткафе».

«Если предположить, что большинство аукционов проходят подобным образом, то несложно посчитать, сколько теряет бюджет от такой приватизации госкомпаний. Собственно, за примерами далеко ходить не надо – стоит вспомнить, как проходила ваучерная приватизация в стране», – сетует аналитик.

Согласно утвержденной программе приватизации госимущества на 2011-2013 годы, правительство намерено получить от продажи госактивов около 1 трлн рублей. В частности, планируется приватизация 114 ФГУПов, ФГУПов, исключенных из перечня стратегических предприятий и акции 809 АО, включая крупные пакеты «Апатита», авиакомпании «Сибирь», Ульяновского автомобильного завода, Мурманского морского рыбного порта и других.

Разумеется, далеко не за все госактивы будет идти изощренная борьба потенциальных акционеров. Но тем более важно, чтобы по-настоящему ценные предприятия были оценены в результате торгов справедливо. Это поможет быстрее решить так актуальную для властей проблему бюджетного дефицита, который, по прогнозу главы Минфина Алексея Кудрина, составит 3,6% ВВП в 2011-м, 3,1% ВВП – в 2012-м и 2,9% ВВП – в 2013 году.

Недопущенные к торгам компании намерены обратиться в суд, чтобы аннулировать результаты аукциона, признав его незаконным.

Евгений Новиков