Posted 5 сентября 2011,, 15:01

Published 5 сентября 2011,, 15:01

Modified 1 апреля, 05:29

Updated 1 апреля, 05:29

Президентский день города

5 сентября 2011, 15:01
Значение Дня города-2011 – однозначно неюбилейное. В отличие от приснопамятной Москвы-850, в нынешнем году дата «864» ни по какой шкале не может считаться круглой. Смысл торжественного празднования иной: это – возвращение Москвы под федеральное крыло.

Значение Дня города-2011 – однозначно неюбилейное. В отличие от приснопамятной Москвы-850, в нынешнем году дата «864» ни по какой шкале не может считаться круглой. Смысл торжественного празднования иной: это своего рода «манифест» нового – пока еще нового мэра. А главное – возвращение Москвы под федеральное крыло, куда ее новый мэр и сопровождает.

Вообще-то, и в 1997 году злые языки в не самых лояльных мэрии СМИ намекали, что наречение 850-летия юбилеем не столь уж однозначно правомерно. Не со всякой точки зрения, любая дата, заканчивающаяся на ноль, считается «круглой». Если 50 лет – это однозначно юбилей (первый юбилей, по общепринятым критериям), то 850 – как сказать. Что-то в этом есть искусственное, неочевидное. Просто ждать 900-летия у Юрия Лужкова времени не было.

В том и суть. 850-летие Москвы в 1997 году – это манифест мэра, и главный герой дня – Юрий Лужков. Тогда, в 90-е, он еще надеялся, по мнению всех политологов, стать президентом России. Годом раньше, в 1996-м, Лужков был доверенным лицом президента Ельцина в Москве и, в частности, очень беспокоился о явке избирателей, взывая к совести пресловутых «дачников» и даже выбивая им бесплатные электрички.

И все равно, Лужков всегда так или иначе «оппонировал» Кремлю – еще не занятому им. Выстраивал рядом другой центр тяжести власти. Как это, собственно говоря, делают очень многие мэры центральных городов в различных странах и регионах – перед попыткой штурма более высокой ступени. Сомневаться в том, что День города – праздник мэра, никому не приходило в голову. Ну, а уж отношение к этому было разное, и с точки зрения нарождающегося культа Юрия Михайловича, и с точки зрения денежных затрат в весьма несытую эпоху. Акцентирование Москвою своего особого положения в стране, где столицу и так уже десятилетиями недолюбливали как «заевшуюся», многим казалось, по меньше мере, неразумным.

В противовес 90-м годам, сегодня акцентируется как раз «общность» Москвы и России. Понятно, что разница в уровнях жизни никуда не делось. И с точки зрения совсем уж «голого экономизма» - сколько денег затрачено, и какие лазерные шоу показаны – разница не больно-то и велика. Но так смотрят на дело далеко не все: и интеллектуалам, и многим простым обывателям очень даже интересны знаки, подаваемые сверху.

Для минувшего воскресенья (как, собственно, и для последующих за ним дней) главный герой дня – президент.. Отсюда и главный «сдвиг» центра: тяжести праздника с Тверской площади на Красную.

Сам президент Медведев в своей речи сказал: «Сегодня мы впервые открываем празднование Дня столицы на Красной площади». По понятным причинам, глава государства не стал распространяться на тему, почему же мы, собственно, впервые его здесь открываем. Ясно и так.

Если фигура Лужкова стремилась всегда быть в центре и занять максимальный объем (за что Юрия Михайловича недолюбливала интеллигенция), то в этот раз на кремлевских трибунах находились – президент Медведев, а по бокам от него мэр Собянин и Патриарх Кирилл. Все три знаковых фигуры стройны и смотрятся довольно демократично. И соседством друг с другом вполне довольны, никто никого не подсиживает. К тому же, городской праздник почти слился на Красной площади с фестивалем военных оркестров – мероприятием федерально-международным. Это вполне отвечает духу времени.

«Сегодня Москва – один из самых красивейших и, так скажу, влиятельнейших городов мира. Здесь уже начали воплощаться в жизнь новые инициативы, такие как создание международного финансового центра, а также создание нового административного центра в новых территориальных границах Москвы, - сказал в своей речи президент Дмитрий Медведев. - Не буду скрывать, это задачи поистине исторического масштаба. Обе эти задачи по праву могут называться беспрецедентными, но самое главное – они призваны сделать Москву самым благоустроенным и по-настоящему конкурентоспособным мегаполисом».

Таким образом, глава государства радеет о москвичах, всячески дает понять, что у них ничего не отнимают (в сколько-нибудь нормальном понимании вещей). Он не только подчеркнул необходимость сохранить социальную направленность городского бюджета, но и напомнил, что «не следует забывать об истории, о сохранении исторического центра города, его богатого культурного достояния». И заверил, что «при принятии любых решений – и самых значимых, и, казалось бы, относительно небольших – власти знают и учитывают их мнение, а стало быть, слышат их голос».

Ну, а праздник есть праздник, со всеми своими особенностями. Более 2,5 млн москвичей, по имеющимся наблюдениям, так или иначе приняли участие в праздновании, посетив какие-либо из 600 с лишним мероприятий. «Гвоздь программы» - естественно, лазерное шоу на Воробьевых горах, что продолжило традицию Москвы-850.

Техника на месте не стоит, а лазерная – в особенности. «Организаторы 4D-шоу, - свидетельствуют очевидцы, - превратили фасад главного здания МГУ в гигантский экран площадью 25,5 тыс. кв. метров. Это самый большой экран в мире: достижение зафиксировали представители Книги рекордов Гиннесса. Современные технологии в ходе представления позволили превращать МГУ в Эйфелеву башню, Биг-Бен, египетские пирамиды, Тадж-Махал, здание Сиднейской оперы. Кроме того, на фасаде проецировались этапы российской истории и прогресса человечества, включая полет в космос Юрия Гагарина, появление первого компьютера и другие события. В конце концов, зрителям показалось, что главное здание МГУ просто исчезло, а затем высотка превратилась в праздничный торт со свечками».

Зрителями этого великого царства теней стали около 800 тыс. человек. Что вызвало естественные для такой ситуации сложности. Были закрыты метро «Спортивная» и «Университет», дабы избежать «ходынской ситуации». На дорогах, ведущих в Москву, образовались мощные пробки. В окрестных районах многие водители остановились на полпути и созерцали зрелище, выйдя из машин. Но, по крайней мере, никто не погиб. За медицинской помощью обратилось около160 человек, из коих около 60 госпитализировано, - что для таких массовых гуляний, в общем-то, нормально.

Помимо изменений на общественной сцене, очевидцы отмечают и перемены в «звуковом ряду». Если Лужков очень любил фольклор – что в изобилии отражалось в праздничных программах – то теперь картина изменилась. «Вместо привычной советской эстрады и псевдонародных песен, играла западная поп-музыка — от Элтона Джона до Эми Уайнхаус, - отмечают знатоки из «Коммерсанта». - По-русски пели только на двух сценах на Театральной площади, но и их репертуар был нетипичен для праздников прошлых лет — пели переведенные на русский язык хиты мюзиклов "Ромео и Джульетта" и "Иисус Христос суперзвезда", а также оперные арии».

Ну, а интеллигенции, вероятно, больше всего понравились «бульвары искусств» на Бульварном кольце, где все проходило скромно и душевно, - однако тоже с современными технологиями. Развернуты были «мини-кинотеатры» с новыми картинами немассового показа. На Страстном читали стихи, на Рождественском демонстрировали продвинутые модели одежды. Завершилось все вечерним гала-концертом на Рождественском бульваре, что по мере возможности объединило разные слои населения.

Леонид Смирнов