Posted 7 сентября 2011,, 13:33

Published 7 сентября 2011,, 13:33

Modified 1 апреля, 05:26

Updated 1 апреля, 05:26

В Москве нашли новый путь к соцсправедливости

7 сентября 2011, 13:33
Бедность в России меняет адрес. Из традиционных сел, как рапортует статистика, она переселяется в города. Впрочем, столичные власти заверяют, что могут противостоять тенденции: министры одобрили пятилетнюю программу «Социальной поддержки жителей Москвы на 2012-2016 годы».

Бедность в России меняет адрес. Из традиционных сел она переселяется в города. И в первую очередь, по данным директора независимого института социальной политики Татьяны Малевой, - в крупные. Впрочем, столичные власти уверены, что смогут противостоять тенденции: правительство города одобрило пятилетнюю программу «Социальной поддержки жителей Москвы на 2012-2016 годы».

По оценке мэра Сергея Собянина, «это самая крупная и наиболее значимая городская программа». По цифрам – тоже: за пять лет объем ее финансирования составит 2 трлн 100 млрд рублей. «Программа, - уточнил градоначальник во время недавнего заседания правительства, - сохраняет все виды и формы социальной защиты, действующие в Москве: для ветеранов войны, пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других категорий населения», предусматривает регулярную индексацию пособий, увеличение размеров денежной компенсации на оплату услуг телефонной связи и за неиспользованные санаторные путевки.

«Важнейшей задачей программы станет обеспечение комплексного, всеобъемлющего и адресного характера помощи, - сказал мэр. - Любой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, вправе рассчитывать на поддержку города в решении своей проблемы».

При этом, надо заметить, как никто другой на эту помощь отныне смогут полагаться пенсионеры: на реализацию подпрограммы (одной из пяти) поддержки старшего поколения из бюджета выделят 1 трлн 500 млрд рублей. А это, как не трудно сосчитать, больше половины средств, заложенных на развитие системы соцзащиты в целом.

В чем причина? «При подготовке документа были учтены экономические, социальные и демографические факторы развития нашего города. И вот сегодня прежде всего мы говорим об увеличении доли старшего поколения нетрудоспособного возраста, - пояснил министр правительства, глава департамента социальной защиты столицы Владимир Петросян. - В структуре населения Москвы она составляет 24,4%, а в среднем по России – 21,7%. Особенно значительными темпами растет доля граждан старше 80 лет, что ставит перед нами задачу развития служб социального патронажа и круглосуточного ухода».

«Модернизация всех сфер жизнедеятельности, - продолжил Петросян, - ставит перед нами задачу не просто сохранить высокий уровень социальной защищенности москвичей, но повысить эффективность помощи, обеспечить доступность для граждан, нуждающихся в медико-социальном патронаже и долговременном уходе, сократить масштабы бедности».

В частности, с 1 января 2012-го с 11 до 12 тыс. вырастет размер городского социального стандарта для безработных пожилых горожан. Прибавку получат один миллион 800 тыс. человек. Средний размер доплаты к их пенсиям, по уточнению министра, увеличится с 3 тыс. 900 рублей до 4 тыс. 200. Кроме того, на 9% больше в новом году начнут выплачивать региональным льготникам, ветеранам труда и труженикам тыла.

«В рамках программы будут проводиться комплексные мероприятия, которые позволят значительно повысить денежные доходы пенсионеров и на 100% охватить ветеранов социальным обслуживанием», - сообщил Петросян, уточнив, что в городе сегодня проживают порядка 200 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.

«В целях наиболее полного изучения уровня их социальной защищенности, материально-бытового положения и индивидуальных потребностей», по словам Петросяна, столичные власти провели опрос среди ветеранов. Анкеты заполнены. И «к 5 декабря эта работа будет завершена», - пообещал министр, отметив, что в ней «принимают участие все органы исполнительной власти города». «Мы и дальше планируем целенаправленно работать с каждым ветераном, оказывая ему всестороннюю помощь», - подчеркнул он.

Так, за следующую социальную «пятилетку» на поддержку общественных ветеранских организаций Москва потратит три млрд рублей - вдвое больше, чем за предшествующие пять лет. Говоря о помощи ветеранам как об одной из первостепенных задач новой городской программы, Петросян напомнил, что в мегаполисе «идет работа по развитию медико-социального патронажа, услуг социальных сиделок, санаториев на дому и других интенсивных форм поддержки жизнедеятельности граждан старших возрастных групп».

Совершенствуется система предоставления путевок на оздоровительные курорты: к итоговому 2016-му на лечение будут ездить 160 тыс. человек ежегодно. А непосредственно в черте города тем временем продолжится работа над перечнем государственных услуг. Часть из них можно будет получить в электронном виде, не покидая уютного домашнего кресла. Это существенно упростит путь к социальной справедливости, на которую разработчики программы указывают как на конечную точку маршрута.

С тем, что список услуг «должен постоянно совершенствоваться и расширяться», Сергей Собянин согласился, однако сразу задал установку на отказ от политики патернализма, которая, как известно, подталкивает благополучателей к иждивенчеству. Суть в том, что, по новой программе, доля платных благ вырастет и займет 5% общего объема городского соцпакета.

По мнению директора независимого института социальной политики Татьяны Малевой, москвичи вполне могут себе это позволить. «Это вызов времени», - прокомментировала она нововведение, уточнив, что «по различным оценкам, московский средний класс составляет от 30 до 40% населения. Это означает, что в столице существуют социальные группы, которые не только хотят, но и могут платить за социальные услуги улучшенного качества».

Малеева отметила, что «в условиях рыночной экономики доходная дифференциация неизбежна». В нашем мегаполисе, по словам эксперта, она особенно ощутима. «Это связано с ослаблением работы «социальных лифтов», - пояснила Малева. - Если раньше крупный город гарантировал человеку работу и приемлемый доход, то сейчас даже московский рынок труда показывает, что он не безразмерный, и уж во всяком случае далеко не всем гарантирует высокую заработную плату».

Поэтому, по ее убеждению, «очень важно, что программа департамента, помимо перечисления материальных и гуманитарных форм поддержки пожилым, акцентирует внимание на развитии сектора услуг». «Чем старше человек, тем больше у него потребностей. Я имею в виду медицину, лекарственные препараты и непосредственно уход за этим человеком», - пояснила Малева.

«В условиях крупного мегаполиса самой уязвимой категорией оказываются одинокие пенсионеры, - сказала она. – Причем одиноки сегодня не только те, кто формально не имеет детей. В Москве много одиноко проживающих пенсионеров. По нашим оценкам, около трети».

В связи с этим Малева заговорила о необходимости «усиления роли некоммерческих организаций в развитии сектора рынка социальных услуг». Именно из этого понимания, по ее словам, исходили авторы программы. «Ни государство в целом, ни правительство Москвы не могут в полном объеме осознать и учесть все разнообразие форм социальной уязвимости и реальные потребности жителей города», - сказала директор профильного института.

Проблема только в 94-ФЗ, регулирующем систему госзакупок. На ней остановился лидер общественной организации инвалидов «Стратегия» Владимир Крупенников: «Очень сложно работать без должного планирования: никогда не знаешь, выиграешь грант или нет, сколько получишь в этом году, а сколько в следующем. Я лично знаю ситуации, когда, разработав социально значимый проект, добившись его одобрения и внесения на конкурс, инвалидная организация в конченом итоге сталкивалась с вымогательством».

В качестве обходного пути Крупенников предложил создать региональные реестры общественников, хорошо себя зарекомендовавших, с тем, чтобы, минуя закон о закупках, предоставлять им целевые субсидии. В остальном глава «Стратегии», кажется, доволен новой программой: обратная связь была, предложения, которые возникали во время обсуждения проекта, власти учли. Кроме одного: по мнению Крупенникова, необходимо вести «постоянный мониторинг реализации программы». «Сегодня существует много ярких примеров того, как неуклюжее исполнение хороших нововведений приводит к возникновению серьезных претензий со стороны москвичей», - заключил общественник.

Дарья Миронова