Posted 4 октября 2011,, 12:10

Published 4 октября 2011,, 12:10

Modified 1 апреля, 04:51

Updated 1 апреля, 04:51

Как Гнесинка дошла до Путина

4 октября 2011, 12:10
Скандальный оттенок приобретает история с объединением двух музыкальных учебных заведений, носящих имя Гнесиных. Объединие приветствуют далеко не все, объясняя это весьма серьезными причинами. История "прозвучала" даже на встрече с Путиным.

Имя Гнесиных носят в Москве Российская академия музыки (РАМ) и государственный музыкальный колледж. Министерство культуры РФ решило их объединить путем присоединения второго к первому, - есть такой правовой механизм. Соответствующий приказ министра культуры Александра Авдеева № 943 издан был 19 сентября. Таким образом, де-юре объединение уже совершилось, а де-факто еще нет. И не обошлось без проблем.

Возроптали преподаватели колледжа – по крайней мере, часть их. И решили напомнить общественности, что имя-то одно, а заведения-то разные. Что «млаший брат» - колледж на самом деле значительно старше академии (он существует уже 116 лет, с 1895 года, просто назывался до недавнего времени училищем) и именно он в свое время послужил базой для создания института. И что роль «младшего брата» их не устраивает". На пресс-конференции было очень много спикеров – помимо собственно-преподавателей и сочувствующих им студентов, выступили выпускники училища, которые, выйдя из его стен, окончили разные вузы и процветают на разных участках культурного поля, сохраняя глубокую благодарность именно среднему училищу.

Причин для недовольства оказалось много. Начать с самой процедуры объединения и ее труднообъяснимой поспешности. Для сопоставления: проректор Института современного искусства Елена Куриленко, выпускница училища, поведала, что в 1994 году, при ее активном профессорском участии объединялись Московский государственный хореографический институт с балетным училищем.

То же, да не то же! Для того объединения была несколько нетривиальная причина: и ректором вуза, и директором училища была одна и та же женщина – легендарная Софья Головкина – а такое совмещение взяли и запретили. Правильно ли было проводить реорганизацию ради одного ректора, которому к тому же было около 80 лет, вопрос отдельный. Но многие считали, что правильно: Головкина – личность уникальная в истории. Как бы там ни было, объединяли их целый год, гласно, и все это время думали, как сделать лучше и не повредить. Несмотря на все осторожности и деликатности, профессор Куриленко отметила, что ей пришлось-таки попереживать в тот день, когда она уже была уволена из старого вуза и еще официально не зачислена на работу в новый.

Здесь же и теперь – мало того, что в качестве причин для организационной перетряски приводятся банально-расплывчатые фразы об «оптимизации» (хотя, например, Московская консерватория не поглощает и никак не административно не влияет на те же «Мерзляковку» и ЦМШ) , так еще и явлена ни с чем не сообразная спешка. Как отметила председатель профкома училища Ольга Румянцева, за пять дней до министерского приказа, 14 сентября, на собрании еще уверяли, что независимости училища ничто не грозит, – и нате вам! Кроме того, реорганизация оказалась антидемократической, поскольку отменила давно обещанные выборы директора училища, назначенные еще весной.

Преподавателям обещано сохранение всех условий работы, но к этим обещаниям они относятся критически. Что значит сохранение условий? Мы еще во многом живем «в стране нищих интеллигентов», до которых не дошли щедроты 2000-х годов. Базовая ставка преподавателя Гнесинского училища – 4 тыс. 600 рублей в месяц. Вот этой базовой ставке, надо полагать, действительно ничто не угрожает. Что до всего остального… Преподаватели перечислили ряд доплат, которые у них были – каждая из доплат в отдельности совершенно копеечная, но вместе они составляли какой-то «пятачок». Что будет с этой хрупкой системой теперь? В среднем заведении оплата почасовая, что дает возможность работать на две ставки, хотя это и нелегко. В вузе получают за число студентов – бюджетных, число которых, к тому же, то и дело сокращается. Чем это «светит» «младшему брату»?

Другие преподаватели заметили, что работают они, конечно, в нескольких местах, и зарплата в училище – не главный их источник дохода, но есть еще много тонкостей. Жизнь в вузе и среднем заведении строится по-разному, преподаватели училища, в большинстве своем, учеными степеням и званиями не блещут, у них другие стимулы и «бонусы». А в академии кругом профессора да доценты – и те, кто готовится ими стать через несколько лет. Как почувствуют себя там скромные коллеги «среднего звена»? У них есть подозрения, что не очень. Под сокращение бы не попасть.

Сюда же примыкают имущественные вопросы: обе Гнесинки и расположены по соседству, в старом московском районе Поварской улицы, но это отнюдь не гарантирует бесконфликтности. Училище занимает «небоскреб начала 1970-х» - к этому зданию у многих москвичей есть архитектурные претензии, но для занятий музыкой оно оборудовано великолепно. Тогда как в старинном особняке академии тесновато, - и до преподавателей училища уже долетели слухи, что академические коллеги очень «интересуются» их музыкальным классами.

Вообще, не устраивает педагогов училища сама перспектива быть «подготовительным классом» академии. Гнесинское училище выпускает птенцов во все стороны света. Один из его выпускников, заслуженный профессор Московской консерватории Валерий Калистратов, резко высказался против «безобразия» с объединением. Молодой режиссер Дарья Денисенко после училища поступила в ГИТИС в мастерскую Юрия Любимова. И вот, не успела оглянуться, - ни Любимова на Таганке нет, ни в Гнесинке нет порядка.

А профессор Андрей Головин прекрасно преподает в обеих Гнесинках, что отнюдь не делает его сторонником их объединения. «Отношения между коллективами были ровные, - подтвердил Головин. – Но министерство с нами мерзко поступило. Налицо вопиющая некомпетентность».

Между тем, как уверен министр культуры России Александр Авдеев , объединение училища и академии улучшит качество образования обучающихся. "Совершая эту реформу, министерство твердо убеждено в том, что мы делаем правильно, несмотря на различные оценки", - сказал Авдеев "Интерфаксу". Отвечая на вопрос, улучшит ли объединение училища и академии качество образования в этих учебных заведениях, Авдеев сказал: "Однозначно, безусловно, и я на этом как министр настаиваю".

Но с ним согласны не все. «Меня скорее беспокоит необходимость повышения качества образования как внутри училища, так и внутри академии, - заметил в данной связи корреспонденту «Росбалта» театральный критик Григорий Заславский. - Среди моих знакомы профессиональных музыкантов, авторитет как той, так и другой Гнесинки сегодня невысок, и многие предпочитают своих лучших учеников рекомендовать в «Мерзляковку» при Консерватории».

Здесь еще одна загвоздка. «Боюсь, что здесь наибольший вопрос вызывает фигура ректора академии Гнесиных Галины Маяровской, которая не имеет авторитета в профессиональной музыкальной среде, - заметил Заславский. - С ее стороны музыканты опасаются, к сожалению, попыток «дружественного поглощения», а не условий для творческого роста».

Но все же Григорий Заславский считает объединение оправданным. «И вокалисты, и другие специальности нуждаются в том, чтобы педагог воспитывал ученика с самого начала, и продолжал, - отметил он. - Требования в школе и вузе, безусловно, разные, но педагоги это прекрасно знают и учитывают. Это как спорт, где тренер ведет ученика вплоть до международных соревнований. Кстати, некоторое время назад Петербургскую музыкальную школу объединили с Консерваторией, и ни у кого это не вызвало возмущения».

А вот прозаик Михаил Веллер, участник сентябрьской встречи премьер-министра Владимира Путина с писателями, назвал решение об объединении "трагической ошибкой": "Сначала Гнесинское училище переименовали в колледж, а десять дней назад Авдеев подписал указ о расформировании – ликвидации - Гнесинского училища и слиянии его с академией, что, на мой взгляд, трагическая ошибка, в самом лучшем случае, потому что Гнесинская академия – одно из многих высших заведений консерваторского типа, а Гнесинское училище – это мировой бренд, который в мире примерно такого же качества, как Мариинский театр, или Большой театр, или советский цирк, и ликвидация этого бренда – это уменьшение славы страны на международной арене".

Леонид Смирнов