Posted 19 октября 2011,, 12:25

Published 19 октября 2011,, 12:25

Modified 1 апреля, 04:33

Updated 1 апреля, 04:33

Собянинский год: от мегапроектов к нужной конкретике

19 октября 2011, 12:25
Выступление-отчет Сергея Собянина в Московской городской думе по итогам первого года на посту мэра Москвы было динамичным и оптимистичным. А небольшая словесная дуэль с депутатом-коммунистом Андреем Клычковым, пожалуй, сыграла на руку обоим собеседникам.

Выступление-отчет Сергея Собянина в Московской городской думе по итогам первого года на посту мэра Москвы было динамичным и оптимистичным. А небольшая словесная дуэль с депутатом-коммунистом Андреем Клычковым, пожалуй, сыграла на руку обоим собеседникам.

Главное из того, что достигнуто за год, прошедший с тех пор, как Сергей Семенович стоял на той самой трибуне, вступая в должность мэра, - по оценке самого оратора, «то, что удалось изменить идеологию развития города». То есть, теперь городская власть существует «не для чиновников, не для получения сверхприбыли от бизнеса, а для жизни и для людей». Можно предположить, что в таком же духе высказался бы любой новый градоначальник – но, по крайней мере, одна болевая точка, насчет сверхприбылей, затронута верно.

Свою посылку мэр подтвердил следующими тезисами. «Радикально изменена градостроительная политика» - теперь власть стремится свести к минимуму любое новое строительство в историческом центре при щадящей застройке в остальной части города. Признано, что в предыдущие годы «городская среда была смята самым грубым образом». Мэр с сожалением отметил, что многие современные здания в центре уже построены, а в ряде случаев инвесторы понесли огромные затраты, возместить которые из казны теперь уже нереально.

Тем не менее, из 1300 примерно инвестиционных контрактов на строительство зданий общей площадью в 40 млн кв. метров и общей стоимостью в $35 млрд, мэрия заново рассмотрела около 600 и приняла решение расторгнуть более 200 контрактов на общую площадь более 7 млн кв. метров. Мэр признал, что «предстоят сложные судебные тяжбы», и отметил, что задача – «не изгнать инвесторов, а найти приемлемые решения». «Иначе Москва будет придавлена махиной железобетона», - резюмировал Собянин.

От архитектуры мэр перешел к торговле и рекламе. Он отметил, что Москва превратилась в «сплошной базар», рынки и ларьки взгромоздились, где надо и не надо, и в этой сфере господствуют «антисанитария, контрафакт, чиновное «крышевание» и неуплата налогов». В качестве иллюстрации приведен такой факт: на последних открытых аукционах на право торговли общая сумма, которую готовы уплатить предприниматели, возросла с 31 млн до 3,6 млрд рублей. «Можно догадаться, в чей карман пошла бы разница», не будь аукционы открытыми.

Положение в области рекламы под стать предыдущим картинам. «Москвичи стали заложниками рекламного бизнеса, - заметил мэр. – Центральные улицы были завешаны тряпьем так, что солнца не видно». В качестве одного из первых шагов, мэрия запретила транспаранты-перетяжки и заставила снять более двух тысяч из них, а заодно ликвидировала более 50 тыс. кв. метров всякой незаконной рекламы. После проведения новых открытых торгов на размещение рекламы, прибыль города от рекламы в метро возросла в 3,7 раза, на городском наземном транспорте – в 7,5 раза. Опять-таки, можно догадаться, в чей карман шла разница.

Аналогичным образом мэр прошелся по вокзалам и паркам. Из городских парков, по его словам, за год вывезено 64,5 тыс. кубометров мусора, в том числе 35 тыс. кубометров – из Лосиного острова.

Затем была затронута жилищная сфера и также одна из болевых точек – политика в области создания товариществ собственников жилья. Проведена ревизия уже тысяч собраний жильцов, и смещено полторы тысячи «псевдопредседателей ТСЖ», навязанных жильцам нечистоплотными управдомами. Здесь, как признал мэр, «мы еще в начале пути», впереди борьба с завышением тарифов ЖКХ.

В области отношений органов власти с народом, всячески внедряется служба одного окна. Этого термина Собянин, правда, не употреблял, однако обещано, что 72 наиболее востребованных государственных услуги москвич сможет получить в одном месте. Для этого во всех районах будут созданы соответствующие центры, в том числе первые девять заработают до конца года.

В сфере образования, Собянин выделил тему детских садов, отметив, что к прошлогодней очереди в 25 тыс. детей в нынешнем году прибавилось еще 50 тыс., но практически всех этих дошкольников удалось пристроить, и концу года очередь в детсады исчезнет. Причем, и на детсадовца, и на школьника городское бюджетное финансирование составит 120 тыс. рублей в год – это «единый гимназический норматив», и он сейчас вводится, благодаря чему финансирование во многих школах и детсадах возрастает вдвое.

Кардинальнейшая проблема – естественно, транспорт. Здесь мэр не только напомнил, что были допущены «грубые просчеты», которые привели «к тяжелейшей ситуации. Касаясь «радиально-моноцентричной» архаичной структуры города, Собянин заметил: «Малоинтересно, кто виноват: Иван Грозный или Владимир Ресин». Возымеет ли последствия для Ресина это сопоставление с историческим царем, покажет время.

С другой стороны, как тоже справедливо заметил градоначальник, одно лишь новое дорожное строительство ситуации не выправляет, поскольку за появлением новых дорог следует массовая покупка новых машин. Это, правда, хотя она и многим не нравится, потому что за ней следует вывод: придется-таки принимать меры, дабы обеспечить приоритет общественному транспорту. Здесь тоже есть свои приятные меры – ускоренное строительство метро, где мэр подтвердил решимость ввести 75 км к 2016 году. А есть и не для всех приятные – это, прежде всего, выделенные полосы для автобусов. Собянин подтвердил, что скорость автобусов на выделенных полосах возрастает, и политика будет продолжена. Заодно до конца года введут 20 новых подземных и надземных переходов в дополнение к 25 уже введенным.

Далее мэр перешел к теме городского бюджета, заметив, что если до сих пор бюджет было принято составлять так, чтобы он был понятен только специалистам, а всем прочим понемножку разъяснять, то теперь все будет и проще, и умней. Трехлетний городской бюджет строится на основе 16 государственных городских программ, охватывающих 90% всех бюджетных расходов. С этим Собянин и перешел к цифрам расходов на будущий год.

Итак, расходы бюджета г. Москвы на 2012 год запланированы в общей сумме 1 трлн 704 млрд рублей. На социальные нужды выделяется 338 млрд, на транспорт – 328 млрд, на образование – 260, а на здравоохранение – 202 млрд рублей. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство должны составить 180 млрд рублей, на отдых и туризм – 21 млрд (прежде всего, на городские парки). Общая сумма городских бюджетных инвестиций должна составить 444 млрд рублей.

В заключение докладчик отметил, что москвичам нужны «не мегапроекты с мегазатратами, не сверхдорогие туннели из ниоткуда в никуда, на две-три суперклиники, куда невозможно попасть, и не музеи в детсадах», а многие тысячи объектов, которые были бы им доступны. Этим, естественно, городская власть и займется впредь.

Вопросы докладчику спикер Мсогордумы Владимир Платонов разрешил задавать по два от каждой фракции (каковых две). От правящей партии «Единая Россия» спрашивали депутаты Игорь Протопопов и Михаил Антонцев: первый поинтересовался судьбой завода ЗИЛ, второй – помощью ветеранам к 70-летию битвы под Москвой, которое отмечается 5 декабря.

С этим проблем не было. По поводу ЗИЛа, Собянин подтвердил, что предприятие сохраняется, обанкротиться ему не дали, но проблем очень много, продукция устаревшая. Ну, а к 70-летию битвы власти плотно работали с ветеранами, изучили жизненные условия 83 тыс. ветеранов войны и тружеников тыла – и выделили каждому из них посильную помощь в том, в чем он больше всего нуждался. Будут произведены и единовременные выплаты: ветеранам войны по 10 тыс. рублей, труженикам тыла по 4 тыс.

Но тут поступили вопросы от оппозиции – она в Мосгордуме одна, коммунистическая. К некоторому удивлению, вопросы коммунистов углублялись в финансовые и банковские сферы: депутат Андрей Клычков спросил, как быть с бюджетным дефицитом в 253 млрд рублей, а депутат Вадим Кумин и вовсе интересовался непрофильным пакетами акций – а также предстоящим акционированием «Мослифта», «Мосгаза» и «Мосоводоканала». Собянин заверил, что дефицит городского бюджета не растет, а сокращается, и что город сохранит у себя контрольные пакеты акций жизнеобеспечивающих ГУПов. «Никто родину продавать не собирается», - успокоил мэр.

Однако вскоре тот же депутат Клычков выступал по докладу от оппозиции. Коммунисты не могут согласиться со следующими действиями мэрии: выделение 4 млрд рублей на пресловутую плитку и 13 млрд – на универсальную электронную карту москвича, при одновременном прекращении помощи Черноморскому флоту. Ничтожные расходы на поддержку науки и промышленности в размере 0,2% бюджета. Сокращения жилищного строительства: как напомнил Клычков, план 2011 года выполняется лишь на 85%, а он уже сильно сокращен по сравнению с прошлыми годами. Снос уже за последний год ряда исторических зданий, включая Соборную мечеть и усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских.

КПРФ не может признать адекватной выделяемую социальную помощь при (по словам депутата Клычкова) реальной инфляции в 25-30%. Кроме того, при всей приверженности общественному транспорту, коммунисты сомневаются в том, что ему действительно помогут выделенные полосы. Исходя из всего этого, фракция КПРФ не может дать положительный отзыв на отчет мэра.

Сергей Собянин ничуть не смутился и выступил с краткой ответной речью. Он напомнил коммунистам – поборникам промышленной политики, что городские бюджетные инвестиции возрастают с 18% до 26%, а на строительство метро теперь выделяется по 100 млрд рублей в год вместо прежних 25. Автобусные перевозки будут расти на 10-20% в год, и разработаны проекты модернизации 16 вылетных магистралей.

По поводу плитки, мэр заметил, что при нем было уложено около 40 млн кв. метров нового асфальта и лишь 300 тыс. кв. метров плитки, действительно необходимой тротуарам исторического центра. Что же до помощи Черноморскому флоту, то эти 70 млн рублей в год расходовались непонятно на что, и найти их следов не удавалось. Теперь же деньги будут выделяться непосредственно жителям Севастополя.

В целом, и доклад, и полемика по нему выглядели весьма динамично, были наполнены фактурой и не обделены красноречием. Можно признать, что спор пошел на пользу и умеющему за себя постоять градоначальнику, и молодому оппозиционному политику, хотя в данном случае «дружба и не победила». Мосгордума одобрила отчет: фракция «Единой России» всеми 33 голосами при двух коммунистических голосах против.

Леонид Смирнов