Posted 18 ноября 2011,, 12:09

Published 18 ноября 2011,, 12:09

Modified 1 февраля, 09:45

Updated 1 февраля, 09:45

В «деле Политковской» прибыло милиционеров-убийц

18 ноября 2011, 12:09
С Сергея Хаджикурбанова, одного из основных фигурантов по делу об убийстве Анны Политковской, снято обвинение в незаконном хранении оружия: пистолет киллеру передал другой экс-милиционер - Дмитрий Павлюченков.

Следственный комитет РФ снял обвинения в незаконном хранении оружия с бывшего сотрудника столичного РУБОП Сергея Хаджикурбанова - одного из основных фигурантов по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Следователи пришли к выводу, что пистолет киллеру передал не Хаджикурбанов, а другой экс-милиционер - Дмитрий Павлюченков. Его сейчас отправили на психиатрическую экспертизу.

СК РФ активно допрашивает людей, ранее являвшихся подчиненными Павлюченкова, которых подозревают в слежке за Политковской. Они говорят, что их бывший шеф может быть причастен и к другим убийствам.

Обвинение по статье 222 УК РФ (незаконное хранение оружия) было предъявлено Хаджикурбанову на основании показаний Павлюченкова, который долгое время фигурировал в деле в качестве основного свидетеля. Павлюченков заявил, будто бывший сотрудник РУБОП незадолго до убийства Политковской позвонил своему хорошему приятелю Дмитрию Грачеву (задерживался по «делу Политковской», но был отпущен) и попросил передать пистолет «Иж» Павлюченкову. Грачев, который хранил оружие у себя на работе, в здании Института проблем керамики в Москве, забрал его оттуда и передал Павлюченкову, а тот уже вручил Рустаму Махмудову (обвиняется в исполнении убийства Политковской).

После того, как присяжные оправдали Хаджикурбанова в организации устранения журналиста, оперативникам удалось найти подпольный оружейных цех, в котором орудие преступления – газовый пистолет «Иж» был переделан в боевой. Уже тогда возникла версия, что к пистолету Хаджикурбанов и Грачев никого отношения не имеют. Следователи провели очную ставку Грачева и Павлюченкова, однако последний продолжал настаивать на своей версии. В августе 2011 года Павлюченков из свидетеля по «делу Политковской» превратился в обвиняемого и начал давать правдивые показания. В частности, признался, что сам приобрел «Иж» у знакомого, а потом передал его предполагаемому киллеру. Недавно оперативники смогли задержать знакомого Павлюченкова, ему предъявили обвинения по статье 222 УК РФ, а в качестве меры пресечения избрали подписку о невыезде. С Хаджикурбанова аналогичные обвинения на днях сняли.

Павлюченков рассказал также и о том, что за Политковской длительное время следили его подчиненные. Сам он на момент преступления являлся начальником 4-го отдела оперативно-поискового управления (ОПУ - наружное наблюдение и т.д.) ГУВД Москвы «Сейчас активно ведутся допросы экс-сотрудников ОПУ, - рассказал «Росбалту» один из бывших коллег Павлюченкова. - Дмитрий наболтал с «три короба», чтобы опять принизить свою роль в этой истории. В ОПУ все знали, что Павлюченков и его «правая рука» Олег Шошин занимаются незаконной слежкой. Иногда они привлекали к этой работе подчиненных, причем их в свои темные дела не посвящали. Помимо Политковской, были убиты и другие люди, за которыми Павлюченков организовывал наблюдение. В какой-то момент возникло ощущение, что он, помимо слежки, стал предлагать клиентам и больший спектр услуг. Например, на съемках камер наблюдения киллер, стрелявший в Политковскую, своей походкой и комплекцией очень сильно напоминает Шошина. Последнего в ОПУ считали полным «отморозком», который готов пойти на все. Свои действия по незаконной слежке Павлюченков согласовывал с еще одним руководителем ОПУ, однако его пока даже не допросили.

Более того, во время допросов ставился вопрос о том, чтобы поднять служебные дела, наряды на наблюдение, установить, какими мобильными телефонами в то время пользовались сотрудники ОПУ, получить их биллинг. Это бы позволило установить всех лиц, за кем в то время незаконно велось наблюдение, и кто потом был убит. Но ничего этого СК РФ не сделал. Следователи предпочитают вызывать на допросы лишь тех, кого назвал Павлюченков».

Рассказ собеседника «Росбалта» подтверждают и материалы оперативников. По их данным, в 2004 году по приказу Павлюченкова его подчиненные вели слежку за влиятельным столичным «авторитетом» Михаилом Пищиком (Моня). А 24 июня у стадиона «Торпедо» на Восточной улице в Москве он был расстрелян. Причем, по версии сыщиков, в этот момент Моня продолжал оставаться под наблюдением сотрудников ОПУ. Над бывшим сотрудником этого подразделения Олегом Шошиным и приятелем Павлюченкова Червони Оглы сейчас идет процесс в Мособлсуде. Они обвиняются в том, что по «заказу» «авторитетов» дагестанской группировки похитили бизнесмена, с которым на их глазах «заказчики» зверски расправились. Впрочем, обвинений в убийстве Шошин и Оглы смогли избежать, поскольку начали активно сотрудничать со следствием по «делу Политковской».

Примечательно, что Павлюченков в итоге вообще может быть признан невменяемым. В 2006 году его избили, изрезали ножом и выкинули из окна. Он получил тяжелую черепно-мозговую травму, а врачи поставили ему следующий диагноз: «посттравматическая энцефалопатия с цефалгическим гипертензионным эписиндромом, рассеянной очаговой симптоматикой умеренно-выраженными когнитивными расстройствами». Последние годы бывший милиционер постоянно проходил лечение в связи с травмой головы. Сейчас СК РФ назначил психиатрическую экспертизу Павлюченкова, которая проходит в институте имени Сербского.

Напомним, согласно версии СК РФ, которая отчасти основывается на показаниях Павлюченкова, весной 2006 года к одному из авторитетов "лозаннской" преступной группировки Лом-Али Гайтукаеву поступил "заказ" на устранение Политковской. Тот привлек к операции своего знакомого - начальника 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова (их свел в свое время Хаджикурбанов).

Павлюченков поручил подчиненным организовать слежку за обозревателем "Новой газеты". Он же подобрал орудие преступления: передал в подпольный цех на окраине Москвы газовый пистолет, там к нему изготовили глушитель и переделали в боевой. Позже Павлюченко вручил оружие киллерами. В качестве последних, по версии следствия, Гайтукаев использовал своих племянников — братьев Махмудовых, которые также начали следить за журналисткой.

В августе 2006 года Гайтукаев был задержан в Москве по обвинению в организации покушения на бизнесмена Геннадия Корбана. Однако, по версии следствия, от окончания операции по устранению Политковской он отказываться не стал. Подчиненные Павлюченкова продолжили слежку за журналисткой. А в сентябре на свободу вышел бывший сотрудник столичного ЦРУБОП Сергей Хаджикурбанов (он отбывал срок за должностное преступление), которого Гайтукаев хорошо знал. По версии следствия, из СИЗО "лазанский" авторитет предложил Хаджикурбанову довести до конца операцию по убийству журналистки. Седьмого октября 2006 года около 16:00 Рустам Махмудов застрелил Политковскую, когда она входила в лифт в подъезде дома на Лесной улице.

Недавно Гайтукаеву и Хаджикурбанову предъявили обвинения в организации убийства Политковской. Оба отказались давать показания, сославшись на статью 51 Конституции РФ. В ближайшее время их отправят обратно в колонии, где они отбывают сроки за другие преступления.

Александр Шварев