Posted 1 декабря 2011,, 14:07

Published 1 декабря 2011,, 14:07

Modified 1 февраля, 09:49

Updated 1 февраля, 09:49

Литвиненко лично похитил полоний, который его убил

1 декабря 2011, 14:07
Результаты расследования свидетельствуют, что Александр Литвиненко отравился полонием, который вместе с сотрудником английской резидентуры в Турции Кэнном Филиппом похитил с заброшенной военной базы в Аральском море.

Результаты расследования свидетельствуют, что Александр Литвиненко отравился полонием, который вместе с сотрудником английской резидентуры в Турции Кэнном Филиппом похитил с заброшенной военной базы в Аральском море.

Следственный комитет РФ опроверг версию британских правоохранительных органов о том, что бывший сотрудник ФСБ РФ Александр Литвиненко был отравлен в Лондоне полонием-210 экс-офицером КГБ СССР (а ныне депутатом Госдумы) Андреем Луговым. Парламентарий был официально признан потерпевшим от действий неизвестных лиц, которые и распространяли опасный препарат.

Летом 2007 года в расследовании обстоятельств этой загадочной истории принимал участие директор ЧОП «Атолл» Сергей Соколов, долгие годы возглавлявший личную разведку олигархов Бориса Березовского и Романа Абрамовича. По его словам, были собраны доказательства, что Литвиненко вместе с сотрудником английской резидентуры в Турции Кэнном Филиппом сами похитили полоний с заброшенной военной базы на острове Возрождения в Аральском море. А потом экс-офицер ФСБ случайно отравился опасным веществом.

Как рассказал «Росбалту» Сергей Соколов, он много лет знал и Литвиненко, и Лугового. Первый оказывал разные услуги Борису Березовскому, а второй обеспечивал безопасность бизнесмена Бадри Патаркацишвили. После того как Березовский уехал из России в Лондон, Луговой стал заниматься и его безопасностью. В частности, подыскивал ему личную охрану из бывших бойцов французского Иностранного легиона.

«Когда Литвиненко умер, а в его отравлении полонием обвинили Лугового, у меня эта история вызвала недоумение, - отметил Сергей Соколов. - Во-первых, слишком уж сложный был выбран путь для устранения человека. Во-вторых, если бы умышленное отравление имело место на самом деле, почему все было сделано так примитивно и Луговому не организовали операцию прикрытия?», - задается вопросом Сергей Соколов. Как человек, хорошо знакомый с участниками дела об отравлении, он принял участие в расследовании всех обстоятельств случившегося.

По его словам, для начала были подняты архивы Минобороны СССР, в которых указаны все объекты, где хранился полоний-210. Оказалось, что за исключением одного места он был под строгим контролем. Неизвестна была лишь судьба полония, находившегося на секретной военной базе, в биохимической лаборатории и на полигоне для испытаний, расположенных на островах Возрождения (Аральск-7) и Барсакельмес (в переводе с казахского - «пойдешь - не вернешься») в Аральском море. В 1980-е годы туда доставляли различные биологические и ядерные материалы, в том числе полоний-210. После развала СССР их судьба оставалась неизвестной.

В июне 2007 года участники расследования выехали в Казахстан. «С момента развала СССР оба острова из-за осушения Аральского моря превратились в полуострова, добраться до них стало предельно просто, - рассказал агентству Сергей Соколов. - Никакой охраны на объектах не было, все помещения оказались разграблены».

Имевшиеся схемы помогли членам экспедиции найти хранилища военных. В одном подземном бункере, где и хранился полоний-210, были обнаружены следы недавнего пребывания людей. И главное – там отсутствовали несколько специальных контейнеров с полонием-210.

Местные жители рассказали участникам расследования, что в июне 2006 года к Аральскому морю приехала весьма странная группа. Она состояла из двух азербайджанцев, двух европейцев, очень плохо говоривших по-русски, и россиянина по имени Александр. По предъявленной фотографии свидетели опознали в визитере Александра Литвиненко.

«Гости» сняли себе жилье, а потом наняли проводников, которые могли их отвести сначала на остов Барсакельмес, а потом на Возрождения. На последнем острове иностранцы выгрузили какие-то большие контейнеры, попросили проводников отъехать на приличное расстояние, после чего отправились в сторону заброшенного бункера. Когда местные жители вернулись, то визитеры их ждали с теми же контейнерами, в которые было что-то загружено.

Группе, в которую входил Соколов, удалось проследить дальнейший маршрут Литвиненко и сопровождавших его лиц. От Аральского моря они направились в город Актау, в морском порту которого их уже поджидало судно. Оно было арендовано в Азербайджане, и именно на нем бывший сотрудник ФСБ с компанией и приплыл в Казахстан. В судовом журнале корабля значилось, что его арендаторами являлись трое граждан Великобритании. Члены команды судна подтвердили, что в Актау они помогали иностранцам грузить некие контейнеры. Примечательно, что после того как на судне побывали участники расследования, оно затонуло при странных обстоятельствах.

В августе 2006 года корабль прибыл в Баку, где его встречали несколько автомобилей с грузинскими номерами, которые проследовали в Батуми. По версии Соколова, беспрепятственному передвижению автомобилей через границу поспособствовал Бадри Патаркацишвили. Из Батуми Литвиненко с загадочными иностранцами и грузом выехал в Турцию. Как отметил «Росбалту» Соколов, в Трабзоне личности европейцев, сопровождавших Литвиненко, были идентифицированы. Ими оказались сотрудник английской резидентуры в Турции Кэнн Филипп и его помощник по имени Мартин.

«После Турции проследить следы полония уже не представлялось возможным, - рассказал Сергей Соколов. - Была информация, что следующим местом, куда переправили вещество, стала Франция. У нас есть сведения, что в дальнейшем полоний планировали использовать с целью дискредитации России и ее руководства. Ведь легко установить, что данное вещество имеет «советские» корни. Сначала Литвиненко написал книгу «ФСБ взрывает Россию», потом вполне мог появиться опус «ФСБ травит Россию и Европу полонием».

На вопрос о том, кому могла быть выгодна эта провокация, Сергей Соколов заявил, что Литвиненко ничего не делал, не посоветовавшись с Борисом Березовским. Более того, незадолго до смерти бывший сотрудник ФСБ начал тесно сотрудничать со спецслужбами Великобритании.

По версии собеседника «Росбалта», Литвиненко случайно отравился полонием при хранении или перевозке опасного груза. В октябре 2006 года он встречался в Лондоне с Луговым и его бизнес-партнером Дмитрием Ковтуном. Экс-сотрудник ФСБ передавал им личные вещи (мобильный телефон, кредитную карту), через которые они тоже получили дозу полония.

Напомним, 1 ноября Литвиненко госпитализировали в Лондоне в тяжелом состоянии. Позже эксперты определили у него отравление полонием-210, от которого он и скончался 23 ноября 2006 года. После недолгого расследования английская полиция обвинила в преступлении Андрея Лугового.

Шестого декабря 2006 года Генпрокуратура возбудила по всем этим фактам уголовное дело. Как уже сообщал «Росбалт», в рамках расследования следователи, в частности, допросили «вора в законе» Тариела Ониани (Таро), который в 2006 году общался с Борисом Березовским и Бадри Патаркацишвили. Он какие-либо показания давать отказался, заявив, что ничего не знает об обстоятельствах гибели Литвиненко.

За пять лет работы СК РФ, похоже, пришел к тем же выводам, что и участники расследования, среди которых был Сергей Соколов. «В ходе расследования уголовного дела получил подтверждение факт отравления гражданина Российской Федерации Андрея Лугового полонием-210 в период его общения в октябре-ноябре 2006 года в Лондоне с Литвиненко, - сообщили на днях в Следственном комитете. - В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ и в порядке статьи 42 УПК РФ Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой признаны следствием потерпевшими по уголовному делу».

Александр Шварев