Posted 4 декабря 2011,, 20:01

Published 4 декабря 2011,, 20:01

Modified 1 апреля, 03:44

Updated 1 апреля, 03:44

Страсти по Ходорковскому с усами и без

4 декабря 2011, 20:01
Приключения уже отснятого фильма «Ходорковский» оказались едва ли не динамичнее, загадочнее и (если можно так сказать о приключениях) эмоциональнее, чем сама документальная лента немецкого режиссера Кирилла Туши.

Приключения уже отснятого фильма «Ходорковский» оказались едва ли не динамичнее, загадочнее и (если можно так сказать о приключениях) эмоциональнее, чем сама документальная лента немецкого режиссера Кирилла Туши. Внезапный отказ московских кинотеатров, пятничный фальстарт в «Художественном», когда, по информации из зала, единственный сеанс вдруг отложили на 2,5 часа, а потом все-таки начали через 20 минут. А до того – таинственное похищение ленты в феврале перед Берлинским кинофестивалем.

Собственно, нам не привыкать уже к тому, что фильм сам становится действующим лицом прокатных и непрокатных похождений, способных едва ли не потягаться с его сюжетом. То «Мастер и Маргарита» лежит на полке 17 лет из-за споров с наследниками Булгакова, а когда наконец выходит, оказывается, что ничего особенного-то в фильме и нет, и даже выйди он «с колес», все равно было бы ничего особенного. То «Хрусталев, машину!» снимается десять лет, и немногочисленные зрители почесываются - да, работа талантливая, авторская, но, в общем, стулья ломать тоже не из-за чего. А прямо сейчас все обсуждают фильм о Высоцком, который три режиссера снимали последовательно, и до сих пор не вполне ясно, кто же Высоцкого-то играл.

С «Ходорковским», разумеется, ситуация иная. Те, пока неизвестные, должностные лица, что принимали решения на предмет, что делать с этой неудобной лентой в нашей стране, оказали российской власти чудовищную медвежью услугу . Не найти более успешного подтверждения тезису о том, что дело Ходорковского политическое, чем попытка сшить политическое дело самому фильму. И если похищение ленты перед фестивалем еще можно отрицать, то резкий и одномоментный разворот 19 кинотеатров Москвы объяснить внеполитическими обстоятельствами невозможно. Все равно никто не поверит.

Между тем, как раз для Москвы-то – для продвинутой, интересующейся Москвы – данный фильм, даже с проправительственной точки зрения, вряд ли представляет большую опасность. Ничего такого, чего бы продвинутая Москва до сей поры не знала, он не содержит. Все это уже тысячи раз проговорено на столичных кухнях и в прессе. Но это не значит, что режиссер не достоин похвал. На иной взгляд, достоин, даже и весьма.

При этом никаких «нападок» на Владимира Путина в фильме нет: точка зрения главы российской власти тоже отражена. Если уж на то пошло, невыигрышней всех смотрится другой «оппонент Ходорковского» - адвокат Дмитрий Гололобов, который как-то столь суетливо и неприятно ведет себя перед камерой, что это вряд ли может быть режиссерской виной. Однако и гололобовские тезисы вполне ложатся в канву.