Posted 5 января 2012,, 20:10

Published 5 января 2012,, 20:10

Modified 1 апреля, 03:17

Updated 1 апреля, 03:17

Футбол, алмазы и убийство

5 января 2012, 20:10
Адвокаты криминального «авторитета» Акопа Меликсетяна, похитившего вместе с группой бывших омоновцев бизнесмена Юрия Абрамяна, обжаловали приговор, вынесенный судом города Видное.

Адвокаты криминального «авторитета» Акопа Меликсетяна обжаловали приговор, вынесенный судом города Видное. Меликсетяна и группа бывших бойцов отряда милиции особого назначения (ОМОН) МВД России «Зубр» были признаны виновными в похищении бизнесмена Юрика Абрамяна и получили сроки от 9 до 17 лет тюрьмы. Как удалось выяснить корреспонденту «Росбалту», этому событию предшествовала история в духе гангстерских саг. В ней переплелись и война криминальных кланов, и крупная афера с бриллиантами, и убийство «авторитета» в Кемеровской области.

Как рассказали «Росбалту» собеседники из окружения Акопа Меликсетяна, во времена СССР он был известным в Армении футболистом, выступал за команду «Катайк» (Абовян). Завершив карьеру, Меликсетян перебрался в Москву, где занялся бизнесом. Ему, в частности, принадлежал популярный ресторан «Глория». Все это время Акоп был тесно связан с миром спорта. Последние годы он являлся руководителем селекционного направления футбольной академии «Ника». Во многом она существует на средства, выделяемые знакомыми с Меликсетяном бизнесменами. Среди его близких друзей - первый вице-президент РФС Никита Симонян, бывший главный тренер «Спартака» Олег Романцев, известный футболист и тренер Олег Протасов. Двое последних даже приходили в здание видновского суда, чтобы поддержать приятеля. «Да, Акоп пользуется авторитетом среди армянской общины, но он ранее не был судим, ни разу не задерживался, поэтому непонятно почему его «записывают» в число криминальных лидеров», - отмечают собеседники агентства.

По данным же правоохранительных органов, Меликсетян - криминальный «авторитет», который в определенных кругах имеет кличку Кяж. Он контролирует деятельность значительной части бизнесменов-выходцев из Армении. Кяж также тесно связан с одним из самых влиятельных «воров в законе» Асланом Усояном по кличке Дед Хасан.

В конце 2004 года у Меликсетяна произошел конфликт с «авторитетом» Тевосом Сафаряном (Тевос). Последний в начале 2000-х годов упоминался в СМИ как криминальная «крыша» бизнесмена Ашота Егиазаряна, ныне находящегося в международном розыске за мошенничество. Причина «разборок» банальная – Тевос попытался «подмять» коммерсантов, с которыми был знаком Меликсетян. Началась гангстерская война. Сколько в ней погибло человек, с точность неизвестно. А весной 2005 года было совершено покушение на самого Меликсетяна.

Третьего марта 2005 года Акоп вместе с охранниками и знакомыми ехал на двух Mercedes по улице Гарибальди. На пересечении с улицей Академика Пилюгина неизвестные из ВАЗ 2106 открыли огонь по иномаркам из двух автоматов. В результате были убиты брат Меликсетяна, его охранник и знакомый. Тяжелые ранения получил другой знакомый предпринимателя, самого Акопа Меликсетяна госпитализировали с ранениями в ногу и плечо.

После этого Тевос в срочном порядке покинул Россию и перебрался в Европу. А сферы своего влияния перенес из Москвы в Сочи. В этом же городе в тот момент обосновались братья-предприниматели Лорик и Юрик Абрамяны. Ранее они занимались коммерцией в Кемеровской области.

После похищения в 200 году Юрика Абрамяна один из охранников провел его допрос. Мужчина дал письменные показания, что они, среди прочего, осуществляли в Кузбассе незаконные сделки с алмазами. Партнером в этом бизнесе являлся «смотрящий» за Кемеровской областью, «авторитет» по кличке Никон. Как-то братья продали партию драгоценных камней стоимостью свыше $10 млн. Из этих денег $6 млн предназначались приближенным Никона, однако братья не спешили делиться. Как признался похитителям Юрик Абрамян, «авторитет» начал на них «наезжать» возникла угроза жизни. Тогда браться попросили разобраться с Никоном своего дальнего родственника Аркадия (Кадо), тот застрелил «смотрящего».

После случившегося, Кадо уехал в Армению, где был задержан местными правоохранительными органами за другое преступление. Вскоре о том, что именно он расправился с Никоном, узнали как российские оперативники, так и люди «смотрящего». Первые объявили Аркадия в розыск, а вторые отправились в Армению. Они сумели поговорить с Кадо в СИЗО и выяснить подробности смерти своего товарища. После этого Абрамяны срочно уехали из Кемеровской области в Сочи. Там они купили несколько отелей.

Собеседники «Росбалта» из окружения Меликсетяна уверяют, что на Черноморском побережье братья начали общаться с людьми Тевоса. А потом стали представлять его бизнес-интересы и в московском регионе.

Осенью 2009 года Юрик Абрамян был похищен бойцами ОМОН «Зубр». В ночь на 24 сентября один из милиционеров через окно забрался в коттедж жертвы в одном из подмосковных поселков и открыл входную дверь. Внутрь ворвались его сообщники в камуфляже и масках. Они избили Юрика, сломав ему в нескольких местах челюсть, после чего забрали из сейфа валюту и украшения. Жертву милиционеры посадили в свою машину и передали армянскому «авторитету» Армену Епремяну. Юрика заперли в подвале одного из домов. Охранять пленника стал ранее судимый житель Новосибирской области Сергей Отраковский. Именно он вначале «допросил» Юрика об обстоятельствах убийства Никона, а потом стал требовать у его брата $6 млн – ту самую сумму, которую задолжали Абрамяны «смотрящему».

Посредником в переговорах с похитителями вначале выступал Акоп Меликсетян, а потом бывший чемпион СССР и Европы по вольной борьбе, экс-президент Федерации борьбы Армении Степан Саркисян.

20 октября 2009 года оперативники освободили заложника и задержали охранявших его злоумышленников, в том числе Отраковского. Потом под стражу были взяты исполнители похищения – бойцы ОМОН Александр Малышев, Алексей Карманов, Константин Дозоров, Андрей Демиденков и Сергей Котов. Также арестовали Армен Епремяна, а следом и Акопа Меликсетяна.

По версии следствия, Кяж знал, что Абрамяны располагают $6 млн и решил организовать нападение на одного из них. Операцию он поручил Епремяну, привлек к операции знакомых ему милиционеров. Их «такса» за работу составляла $20 тыс. Как считают в правоохранительных органах, Акоп не сомневался, что за помощью в освобождении брата Лорик Абрамян обратится к нему, и он сможет держать под контролем все действия жертвы. Однако, почувствовав неладное, Лорик позже написал заявление в милицию.
По версии же собеседников «Росбалта» из окружения Меликсетяна, Акоп стал жертвой провокации. На самом деле за похищением стояли Епремян и «авторитеты» из Новосибирской области, знавшие о ситуации с убийством Никона. Лорик действительно вначале просил Меликсетяна помочь в освобождении брата, но злоумышленники отказались от его просредничества. Они, по требованию Юрика Абрамяна, стали вести дальнейшие переговоры через Саркисяна. Все доказательства вины Акопа держатся на показаниях Епремяна и Абрамянов. Однако собеседники агентства полагают, что те оговорили Меликсетяна по просьбе Тевоса, с которым давно знакомы. «Меликсетян к похищению не имеет никого отношения, - отметил человек из окружения Акопа. - Он сам пытался найти преступников, которые стоят за нападениями на представителей армянской общины, об этом говорят множество свидетелей».

Что касается истории с убийством Никона, то ей продолжают заниматься правоохранительные органы. Они уже допросили Отраковского, чтобы выяснить, что ему говорил Юрик Абрамян, находясь в плену.

Напомним, что после ареста Малышев и Епремян дали признательные показания. Ими были заключены так называемые сделки со следствием. Материалы в отношении Малышева и Епремяна выделили в отдельное производство, Видновский суд рассмотрел их в особом порядке еще летом 2011 года. Малышев был приговорен к восьми годам колонии строгого режима, а Епремян – к семи.

Тринадцатого декабря 2011 года суд города Видное вынес приговор Акопу Меликсетяну, Сергею Отраковскому, а так же бойцам ОМОН. Кяжу было назначено наказание в виде 17 лет лишения свободы. Остальные обвиняемые получили от 9 до 15 лет.

Юрий Вершов