Поправки к ЕГЭ обернутся коррупцией?

Нынешних десятиклассников в 2013 году ждут очередные нововведения в правилах поступления. В Рособрнадзоре уже объявили о решении внедрить коэффициенты для профильных ЕГЭ. Эксперты опасаются манипуляций с оценками.

Нынешних десятиклассников в 2013 году ждут очередные нововведения в правилах поступления. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова уже сообщила о решении внедрить коэффициенты для профильных ЕГЭ. Эксперты предупреждают о возможных злоупотреблениях со стороны вузов и манипуляциях с оценками будущих абитуриентов.

На итоговом заседании общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, которое собралось под занавес 2011-го, глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала об идее введения коэффициентов для экзаменов по профильным предметам. Точнее, пожалуй, поставила коллег в известность. «Это уже сформированная потребность, есть соответствующая позиция экспертов, и исследования подтверждают их правоту», - отметила она.

Заявленная цель новой системы - повысить шансы на поступление для выпускников, преуспевающих именно по профильным дисциплинам. Чтобы, к примеру, на химфаки попадали прирожденные химики, а девочки, которые традиционно демонстрируют лучшие результаты в тестах по русскому, не отнимали бюджетные места в инженерных вузах у мальчиков-технарей. «Мы уже оформляем соответствующий документ», - уведомила Глебова, добавив, правда, что «его нужно будет со всех сторон рассмотреть и обсудить с экспертным сообществом».

Мнения экспертов, с которыми удалось поговорить «Росбалту», разделились. Так, ректору Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского, председателю Всероссийского педагогического собрания Валентине Ивановой идея с коэффициентами показалась крайне удачной. Она даже пожалела, что ее начнут реализовывать только через год, а не уже этим летом. 

«Прежде всего, от этого выиграют инженерные вузы, - пояснила Иванова. - Дело в том, что Министерство образования разрабатывает и внедряет рейтинги университетов по баллам ЕГЭ. И, конечно, в этом рейтинге гуманитарные вузы занимают первые места, а технологические,  как наш, оказываются в хвосте. По физике, химии и биологии у ребят баллы обычно ниже. Получается, что на технические специальности и в инженерные вузы поступают слабые абитуриенты, хотя просто экзамены у них сложнее».

«Введение дополнительного повышающего коэффициента на профильный предмет очень важно», - подчеркнула собеседница агентства, уточнив, что важно это и в смысле «дальнейшей популяризации инженерного образования», и для сохранения за юными физиками репутации «успешных», несмотря на выстраданные четверки и тройки.

Рассчитывать коэффициенты, по мнению Ивановой, должны непосредственно в Рособрнадзоре - централизованно для всех вузов. «На мой взгляд, для обществознания нужно сделать понижающий коэффициент, для физики – повышающий, - добавила она. - Тогда гуманитарные специальности и их рейтинги не влияли бы на общий рейтинг университетов».

Прямо противоположную точку зрения агентству высказала директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. «Либо все предметы нужны, и мы говорим о подготовке всесторонне развитых граждан, которые могут мыслить системно. Либо мы вытаскиваем один профильный предмет и опять дискредитируем системность в образовании, его разносторонность и фундаментальность», - третьего, по мнению эксперта, не дано.

«Ведь почему, скажем, в советское время на технических специальностях ввели сочинение? – продолжила Абанкина. - А потому что стало понятно: ребята, которые ориентируются на технические вузы, перестали уделять какое бы то ни было внимание истории, культуре, литературе. Главное было протащиться на троечку. Вся эта борьба между физиками и лириками приводила к однобокости в развитии, к гуманитарной несостоятельности многих выпускников технических вузов. Когда она стала слишком очевидной, ввели сочинение. Ввели историю во многих вузах. Точно так же, как по многим гуманитарным специальностям (филологии, экономике, социологии) вводили обязательную математику».

Абанкина в принципе не считает возможным по ряду специальностей (не важно – технических или гуманитарных) выделить основную дисциплину: «это математика, это физика или это и физика и математика?» «Могу привести просто пример. Похожая практика уже существовала в МГУ, когда один из предметов оценивался по 10-балльной шкале, а остальные – по 5-балльной, - напомнила глава Института развития образования. – Факультет, который сам проверял профильный экзамен, имел возможность утопить любого человека. И вытащить любого, кто сдал остальные предметы хотя бы на тройки».

Вот ситуация: «у абитуриента на сочинении и по математике были тройки, но за профильный экзамен ему ставили девять баллов - в сумме получалось 15, и он мог поступать. А были люди с четверками-пятерками, которым на факультетском экзамене ставили шестерку – те же 15 баллов». «На самом деле, - призналась Абанкина, - это пример с факультета социологии – так там и было». Коэффициенты, если их введут, по прогнозу собеседницы агентства, будут работать по тому же принципу. Поэтому в отличие от Ивановой Абанкина, понятно, против них.

Но в экспертной среде обозначилась и третья позиция – примирительная. Ее занял первый проректор Российского университета дружбы народов Александр Ефремов, который «абсолютно убежден в том, что вузы заинтересованы в приеме наиболее подготовленных студентов. Очень заинтересованы. Я как проректор по учебной работе озадачен и озабочен проблемой отчисления ребят, которые приходят к нам с хорошими результатами ЕГЭ, но не тянут университетские программы. Все-таки дать возможность вузам самим немного влиять на уровень отбора абитуриентов было бы совсем не плохо».

«Несколько лет назад у нас уже было разрешено вводить коэффициенты по ряду дисциплин: не думаю, что в результате этого вузы стали брать только тех, кого хотели или кого было выгодно. Это не совсем так. В наш университет, скажем, поступило очень много студентов из регионов – с хорошими данными, с хорошими результатами. Сама по себе идея внедрения коэффициентов, как мне представляется, неплохая. Но с ней нужно обращаться осторожно. Возможно, следует централизованно обозначить какие-то пределы для этих коэффициентов, чтобы предотвратить перегибы в вузах», - предложил Ефремов, добавив, что, так или иначе, любое нововведение ЕГЭ «в обязательном порядке требует предварительных проб».

«В РУДН мы, прежде чем объявлять по всему университету глобальную инновационную акцию, всегда начинаем с пилотного проекта на одном из факультетов или даже на одной из специальностей, - рассказал проектор университета. - Может, есть смысл пойти по этому пути, и вначале опробовать систему коэффициентов на каком-либо регионе – Москве, например, или Санкт-Петербурге».

Дарья Миронова

 

Идеи о том, как с пользой провести время в изоляции, а также фото и видео из охваченных эпидемией коронавируса городов присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru