ФСБ начала допросы по «делу ЦКАД»

В рамках расследования о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных правительством на прокладку ЦКАД, ФСБ РФ допросила руководителя проекта по строительству этой трассы Ефима Гринберга. Ранее на его счета был наложен арест.

Следственное управление ФСБ РФ допросило руководителя проекта по строительству Центральной кольцевой автодороги Ефима Гринберга. Ранее на его счета в одном из банков был наложен арест. Данные мероприятия прошли в рамках расследования о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных правительством на прокладку трассы. По сведениям контрразведчиков, к разворовыванию средств имела отношение группа националистов, работавших в ООО «Спецметропроект» - одном из проектировщиков ЦКАД.

Как рассказал «Росбалту» источник в спецслужбах, Ефим Гринберг является руководителем и главным инженером строительства ЦКАД. Причем на этот проект он был приглашен не как представитель какой-либо компании, а в качестве самостоятельного специалиста в данной области. Поэтому оплата услуг Гринберга осуществлялась непосредственно на его банковский счет. Когда в конце 2011 года было возбуждено уголовное дело о хищении средств, выделенных на ЦКАД, на этот счет был наложен арест. Также Лефортовский суд заблокировал счета десяти компаний, принимавших участие в проектировании автодороги.

Гринберг был допрошен следователями в качестве свидетеля. У него интересовались подробностями того, как проводились проектные работы, кто принимал в них участие, как составлялась документация и т.д.

Напомним, из Инвестиционного фонда РФ было выделено 8,8 млрд рублей на проектно-изыскательские работы, геодезические, экологические исследования и т.д., необходимые для строительства ЦКАД. По версии ФСБ РФ, все эти деньги были похищены. «Дельцы взяли исследования 20-40 летней давности, которые велись по ныне существующей «бетонке» переделали их и выдали за свои свежие труды», - отмечал ранее источник «Росбалта» в спецслужбах.

По данным агентства, также 10, 11 и 12 января СУ ФСБ РФ допросило ряд руководящих и рядовых сотрудников фирм, принимавших участие в проектировании ЦКАД, в том числе из ООО «Спецметропроект». Последняя структура представляет для контрразведчиков особый интерес. По их данным, когда на строительство ЦКАД стали выделяться денежные средства, принять участие в проекте пригласили профессора Петра Хомякова. Он занял одну из руководящих должностей в ООО «Спецметропроект» (занимается геоэкологическими исследованиями для строительства Центральной кольцевой автодороги) и стал курировать ряд исследований. Хомяков также являлся лидером и идеологом нескольких подпольных националистических группировок, готовивших захват власти в России путем «бархатной революции». Он пригласил на работу в ООО «Спецметропроект» целую группу других националистов. Так, например, его сподвижник Олег Трошкин стал начальником отдела кадров фирмы.

Как полагают в ФСБ РФ, часть денег, выделенных «Спецметропроекту» на работы по ЦКАД, Хомяков и Трошкин присваивали, впоследствии направляя на финансирование националистического подполья, в том числе группировки «Северное братство». Когда ГУ МВД по ЦФО и контрразведчики стали разрабатывать эту группировку, Хомякова и Трошкина задержали. Руководство «Спецметропроекта» сразу уволило этих людей, а также ряд других сотрудников, которые могли иметь отношение к радикальным националистам. Хомяков начал сотрудничать со следствием, его отпустили под подписку о невыезде, но он сбежал за границу.

Трошкин же начал давать показания ФСБ не сразу, но они оказались весьма ценными. Помимо подробностей деятельности новоиспеченных революционеров, он рассказал и об имевшем место массовом хищении денег, выделенных на ЦКАД. Согласно показаниям Трошкина, на совещаниях, касающихся проекта, впрямую говорилось, что будет создаваться только видимость проектных работ, а в реальности «в дело пустят» архивные материалы. При этом он привел механизмы подмены документов, назвал фамилии лиц, принимавших участие в данной афере.

После проверки этой информации ФСБ РФ и возбудила в ноябре 2011 года уголовное дело о хищении 8,8 млрд рублей, предназначенных на проектирование автодороги.

Представители компаний, участвующих в проектировании ЦКАД, имеют свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. «Говорить, что на проектирование ЦКАД ушли 8,8 млрд рублей, что деньги похищены, по крайне мере неграмотно, - заявил «Росбалту» сотрудник одной из фирм, попросивший не называть свою фамилию – Так, 2 млрд рублей из этой суммы пошли на выкуп участков земли, необходимых для возведения дороги. Еще 2 млрд рублей – фонд заработной платы за те годы, что ведутся работы по ЦКАД. В этих работах задействовано более тысячи человек. Все проектные работы свежие, а не архивные - это уже подтверждают следователям свидетели. И речь идет о крайне дорогих исследованиях. Достаточно сказать, что только полномасштабное изучение русла одной реки, через которую пройдет ЦКАД, с измерением скорости течения, уровня размыва грунта и прочего обходится в 50 млн рублей». По словам собеседника агентства, проектировщики действительно использовали архивные материалы, однако это обычная практика при таких работах. «Без этих материалов нельзя полностью оценить возможные проблемы при строительстве», - полагает источник агентства. По его словам, сотрудники ФСБ РФ во время обысков изъяли семь грузовиков различных документов. «Думаю, после изучения этих материалов все претензии будут сняты». 

Александр Шварев

О том, что может произойти, если ЦКАД построят лишь по данным архивных изысканий, читайте на сайте «Росбалта» 16 января.