Posted 30 марта 2012,, 07:29

Published 30 марта 2012,, 07:29

Modified 30 января, 08:45

Updated 30 января, 08:45

ГМИИ: Норман Фостер и никаких инвесторов

30 марта 2012, 07:29
Сторонники и противники проекта реконструкции Музея изобразительных искусств имени Пушкина рискнули дать совместную пресс-конференцию: были обнародованы достижения на пути мирных переговоров, однако тут же обозначились и пределы компромисса.

Стоит заметить, что публичные мероприятия с участием обеих сторон конфликта устраиваются не так-то часто, - хотя, казалось бы, с точки зрения поиска истины они очень полезны. К сожалению, ветераны пресс-центров уже давно заметили, что на практике «выслушивание сразу обеих сторон» часто сопровождается бранью, что постижению сути дела не способствует.

Данный случай был приятным исключением: во-первых, с обеих сторон выступали представители интеллигенции. С одной стороны – соавтор Нормана Фостера по проекту, руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко и поддержавший его президент фонда «Шуховская башня» Владимир Шухов. С другой – координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин и профессор МАРХИ Наталья Душкина. Как отметил Рахматуллин, идет трудный диалог «разных отрядов культуры». Далеко не всегда друг другу противостоят деятели культуры и некие варвары: просто у разных мастеров культуры бывают разные интересы. Или разные идеалы, точнее – разные их аспекты. От того и приоритеты разные.

Во-вторых, собеседники находились не только «по разные стороны баррикад», но прошли долгий путь совместного поиска взаимоприемлемых решений. Вежливости и почтения друг к другу было много: стороны сам назвали свое мероприятие «игрой в четыре руки». Достигнутый же компромисс оказался, на иной взгляд, относительно скромен.

Сергей Ткаченко напомнил собравшимся, что именно «музейский городок» планировал создать основатель музея Иван Цветаев. С тех пор, - кстати, ровно сто лет - этот городок очень медленно и трудно разрастается. Объединить «разбросанный ряд» зданий и строений с помощью подземных пространств - такова стратегическая задача. Попутно же придется соорудить и ряд «пространств наземных». И тогда положение станет приличней, чем сегодня, когда более 70% экспонатов ГМИИ никто, кроме его сотрудников, по сути, никогда не видел: выставить их негде.

Возражений против подземного освоения немного – как правило, это опасения инженеров на предмет возможных обвалов. Зато есть достаточно много возражений против нового строительства в самой сердцевине старой Москвы.

Как подчеркнул Рустам Рахматуллин, будущие здания депозитария, выставочного зала искусства XIX – XX веков, музыкального зала для устройства знаменитых «декабрьских вечеров Рихтера» и кое-что еще, к сожалению, залезают либо на территорию нескольких старинных городских усадеб, либо становятся вровень с этими усадьбами, что грубо нарушает исторический пейзаж. Рахматуллин так определил эту ситуацию: «Памятники – в остатке. Несправедливо!»

Владимир Федорович Шухов – хранитель иного памятника, имеющий, однако, отношение и к Пушкинскому музею, так как его прадед Владимир Григорьевич Шухов проектировал в том числе и эти сетчатые своды – подчеркнул, что сегодня ГМИИ не входит даже в сотню первых музеев мира по международному рейтингу (для сопоставления, Эрмитаж – где-то на 60-м месте). И если он не получит новых площадей, то неизбежно захиреет. Шухов назвал несколько мировых памятников, успешно реконструированных и привлекающих массу туристов, в том числе - Рейхстаг.

О чем удалось договориться? Вероятно, главное – все подземное строительство пойдет «закрытым способом». Депозитарий с реставрационным центром будет невысоким: каменная часть – на уровне окружающих зданий. Выше – только стеклянная часть, где расположатся реставраторы на солнечном свету. Как заметила по данному поводу Наталья Душкина, депозитарий получается «вроде плоского жука в хитине», и это скорее хорошо. Будут сохранены контур и ограда усадьбы Вяземских, где жил и писал «Историю государства российского» Николай Карамзин. Также Сергей Ткаченко убедил Нормана Фостера в том, что надо сохранить «исторический тупик» под стенами усадьбы Ринкевичей-Волконских.

Много достигнуто или мало? С ходу понять сложно. Защитники старой Москвы настаивают на незаконности нового строительства в заповедной зоне. А в качестве выхода предлагают государству выкупить и передать музею целый ряд зданий, находящихся здесь же. Не отрицая, что Иван Цветаев хотел именно «музейский городок», Рустам Рахматуллин заметил, что в качестве резерва для такового городка исторически рассматривалась улица Знаменка. Но этот резерв давно занят! Военными, в том числе (Министерством обороны и Генштабом). И штатскими, такими, например, как галереи Ильи Глазунова и Александра Шилова.

Но художникам-то, собственно, никто не угрожает, благо огромные пространства занимают еще бизнес-партнеры и бизнес-соседи художников. В качестве примера был приведен бизнес-центр Олега Лобова, вице-премьера 1990-х годов и крупного предпринимателя. Вот бы где, по мысли градозащитников, шикарный получился депозитарий! Естественно, чтобы это выкупить, нужны колоссальные деньги. Но, в конце концов, если государство так высоко ценит ГМИИ, числя его среди первых приоритетов… Пусть бы эти бизнес-центры добавились к Институту философии РАН и бывшему музею Маркса-Энгельса, которые, уже решено, присоединяются к музею.

В числе исторических объектов, «Архнадзор» очень хотел бы сохранить старейшую в Москве бензоколонку - ее многие знают, у метро «Кропоткинская». Оказывается, эту станцию метро и эту бензоколонку кое-что объединяет: они – единственные сооруженные объекты несостоявшегося Дворца Советов. «Кропоткинская» - бывшая станция «Дворец Советов», откуда по замыслу сталинских архитекторов, лифты и эскалаторы должны были поднимать прямо во дворец. А на земле только бензоколонку и поставили. Бензин оттуда, конечно, надо будет убрать – но хоть бы как киоск стояла.

Остается добавить, что проект в любом случае долгий: первая очередь ожидается к 2018 году. Расходы предусмотрены полностью бюджетные, на общую сумму в 23 млрд рублей. От инвесторов директор ГМИИ Ирина Антонова категорически отказалась, поскольку они очень любят требовать архитектурных изменений. Ну, а иностранец Фостер в качестве главного архитектора… Что ж, как считает Владимир Шухов, «Фостер – это качество, в современной России таких архитектурных бюро нет».

Леонид Смирнов