Posted 14 мая 2012,, 16:28

Published 14 мая 2012,, 16:28

Modified 30 января, 09:46

Updated 30 января, 09:46

Обвиняемый по «делу Политковской» может не дожить до суда

14 мая 2012, 16:28
Бывший сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, обвиняемый в убийстве Анны Политковской и заключивший сделку со следствием, после четырех эпилептических припадков практически лишился способности передвигаться и разговаривать.

Бывший сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, который обвиняется в убийстве журналиста Анны Политковской и заключил сделку со следствием, находится в критическом состоянии. За время майских праздников у него в СИЗО случились четыре эпилептических припадка, он практически лишился способности передвигаться и разговаривать. Причина резкого ухудшения здоровья экс-милиционера неизвестна. Стоит отметить, что Павлюченков - ключевой фигурант расследования, который активно дает показания, без него дело в суде может просто развалиться.

Как рассказал «Росбалту» источник в спецслужбах, резкое ухудшение состояния здоровья произошло у Павлюченкова 26 апреля 2012 года. В этот день в камере СИЗО «Матросская тишина» у него закатились глаза, пошла пена изо рта, тело начало сотрясаться в конвульсиях. Сокамерники вызвали врачей, те доставили арестованного в лазарет. Но точную причину приступа определить не смогли, поставив диагноз «эпилиптический припадок». Павлюченкова после оказания помощи отправили обратно в камеру. Однако 5, 11 и 12 мая приступы повторились. В результате он потерял возможность самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, а также практически нормально разговаривать.

Врачи СИЗО «Матросская тишина» признают, что состояние здоровья Павлюченкова крайне тяжелое. «Почти все следственные действия с ним закончены, в конце мая - начале июня планировалось выделить материалы в отношении Павлюченкова в отдельное производство и передать на ознакомление, - отметил источник в спецслужбах. - Однако сейчас никаких следственных действий проводить с ним невозможно. Уже в ближайшее время СК РФ планирует выйти в суд с ходатайством об изменении ему меры пресечения на домашний арест, в связи с тем, что состояние здоровья не позволяет дальше содержать Павлюченкова в условиях СИЗО».

Информацию об ухудшении здоровья Павлюченкова подтвердил «Росбалту» и адвокат Карен Нерсисян. «Я на днях был у него в СИЗО, - рассказал агентству защитник. - При других обстоятельствах, я бы просто не узнал Дмитрия. Это в прямом смысле слова «живой» труп». Он не может нормально ходить, разговаривать. Во время свидания у него закатились глаза. Срочно пришел врач, сделал укол и запретил продолжать встречу. Павлюченкову нужна срочная медицинская помощь в условиях специализированного стационара. Только там ему могут спасти жизнь. В СИЗО оказать такую помощь просто не могут».

Причины резкого ухудшения здоровья Павлюченкова неясны. Ранее он получил тяжелую черепно-мозговую травму, это могут быть ее последствия. Нельзя исключать и криминальную подоплеку. Павлюченков - ключевой свидетель следствия, который дает показания и на «заказчиков», и на организаторов, и на исполнителей убийства Политковской. Все остальные обвиняемые по данному делу свою вину категорически отрицают.

По словам источника «Росбалта» в спецслужбах, Павлюченкову еще раньше могли изменить меру пресечения, однако решение этого вопроса уперлось в бытовые проблемы. Для того, чтобы выйти в суд с ходатайством о переводе обвиняемого под домашний арест, следствие должно указать место, где он будет находиться, и где будет осуществляться его охрана. А его то как раз и не могут найти уже несколько месяцев. Павлюченков и его супруга владеют маленькой двухкомнатной квартирой. Осмотрев ее, сотрудники спецслужб, которые должны находиться рядом с экс-милиционером, чтобы он не сбежал или чтобы на него не совершили покушение, пришли к однозначному выводу: в данном жилище осуществить весь комплекс мер безопасности невозможно. Рассматривалась также возможность аренды на длительный период двухкомнатного номера в одном из охраняемых санаториев Управления делами президента. «Люкс» спецслужбы одобрили, но руководство здравницы запросило $500 в сутки. Таких денег у семьи Павлюченкова нет. В результате вопрос с выбором помещения для содержания VIP-обвиняемого «повис в воздухе».

Напомним, бывший начальник 4-го отдела Оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков заявил следователям, что в июне 2006 года чеченский «авторитет» Лом-Али Гайтукаев, прилетев из-за рубежа в Москву сообщил, что ему поступил крайне выгодный "заказ" от бывшего лидера чеченских боевиков Ахмеда Закаева, который действует в интересах опального олигарха Бориса Березовского.

"Заказ" состоял в необходимости организовать наблюдение за журналисткой "Новой газеты" Анной Политковской. Он передал и аванс за работу в размере $150 тыс., попросив "не жалеть" денег на операцию. При беседе присутствовал бывший глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев. Гайтукаев отметил, что у "заказчика" есть особое пожелание: всю "работу по журналистке" желательно закончить к началу октября (7 октября — день рождения Владимира Путина, в этот же день была убита Политковская). В этом случае участники операции будут отдельно премированы $10 тыс. каждый.

Павлюченков утверждает, что из полученных денег он передал родственнику Гайтукаева Наилю (под этим именем скрывался исполнитель убийства Рустам Махмудов) $13 тыс. Этому же человеку сотрудник милиции, по просьбе "авторитета", вручил пистолет с глушителем. Оружие он получил от своего знакомого, работника одной из логистических компаний Москвы

За Политковской было установлено постоянное наблюдение, которое осуществляли подчиненные Павлюченкова по ОПУ – Олег Шошин, Дмитрий Лебедев, Кирсанов – и его знакомый Червоне Оглы.

Вскоре "авторитет" был арестован по обвинению в организации покушения на бизнесмена на Украине, а Павлюченков снял наблюдение с Политковской. Но Гайтукаев из СИЗО по телефону потребовал возобновить слежку. Кроме того, он сообщил, что все руководство операцией переходит к только что освободившемуся из мест лишения свободы бывшему сотруднику РУБОП Москвы Сергею Хаджикурбанову. Последний потребовал от Павлюченкова докладывать о результатах слежки лично ему, а также вернуть аванс за вычетом уже потраченной суммы.

Согласно версии Павлюченкова, после этого его участие в наблюдении за Политковской было чисто номинальным. Он "прикрывал" на работе своих подчиненных, которые следили за журналисткой. О результатах работы Хаджикурбанову докладывали Лебедев и Шошин.

Третьего октября 2006 года Хаджикурбанов встретился с Павлюченковым и попросил его передать посты наблюдения за Политковской от сотрудников ОПУ трем братьям Махмудовым – Рустаму, Ибрагиму и Джабраилу. Седьмого октября, по данным СК РФ, Рустам Махмудов застрелил Анну Политковскую в подъезде дома на Лесной улице из оружия, переданного ему Павлюченковым.

Александр Шварев