Школы: зарплаты в плюс, поборы - в минус

Руководитель городского департамента образования Исаак Калина поделился с журналистами результатами работы ведомства в 2011-2012 учебном году. Среди достижений: повышение зарплаты учителям, снижение числа поборов в школах, электронная запись в первый класс.

Поборы в школах, первоапрельские ночные бдения родителей, жаждущих записать своих чад в престижные общеобразовательные учреждения, списывания на ЕГЭ… С этими и другими проблемами столичный департамент образования боролся на протяжении года. И вот, учебный год закончен, пора подвести итоги. Министр правительства Москвы, руководитель городского департамента образования Исаак Калина поделился с журналистами результатами работы ведомства в 2011-2012 учебном году.

Первое, что отметил глава ведомства – успешное внедрение электронной записи в первые классы, благодаря чему городу удалось избежать традиционных «ночных бдений» родителей возле школ. «Костры первого апреля» потушены, заявил Калина.

«К сожалению, в 2010- 2011 годах мы сталкивались с тем, что 1 апреля люди стояли ночами перед школами, причем как перед школами повышенного спроса, так и перед обычными, чтобы записать своих детей в первый класс. В 2012 году город 1 апреля не заметил, и это верный признак того, что все прошло нормально», - считает глава ведомства.

Он подчеркнул, что на сегодняшний день комплектование первых классов завершено, но, тем не менее, у тех, кто приедет в столицу ближе к осени, также не возникнет проблем с записью в начальную школу. 

Определенных успехов город добился и в борьбе с поборами в школах. «То, что сегодня число обращений по поводу поборов в школах снизилось, о чем говорят встречи с родительским сообществом, - результат работы департамента в прошлом году. Не скрою, с немалым количеством руководителей образовательных учреждений, в которых жалобы подтвердились, пришлось расстаться и боюсь, что это еще не конец борьбы с поборами. Но то, что их число снизилось – факт», - заявил чиновник.

Он также рассказал, что с удовольствием прочитал в Интернете, что на подарки учителям к выпускному вечеру в этом году в Москве собирали меньше, чем в провинции. «Хорошо, что мы теперь не рекордсмены по этому показателю», - отметил Калина.

Глава ведомства связывает резкое снижение числа жалоб на поборы с увеличением учительских зарплат. «Год назад зарплата учителей составляла в среднем 37 тыс. рублей. Сегодня же, в связи с переходом к новой системе, она колеблется из месяца в месяц, но держится на уровне от 52 до 56 тыс. рублей», - заметил чиновник, уточнив, что средняя зарплата учителей в мае составила 55 тыс. рублей.

При этом Калина подчеркнул, что разумно распределяя фонд заработной платы между учителями и замами, директор по действующим правилам вполне может получать утроенный учительский оклад, что равно примерно 150 тыс. рублей.

Нравится новая система финансирования и молодым преподавателям. По словам чиновника, она дала образовательному учреждению свободу и теперь не диктует, какому учителю и сколько платить (кроме определенных законодательных ограничений минимума). Вопрос выплаты надбавок решается непосредственно руководством образовательного учреждения совместно с учениками, управляющими советами, профсоюзами.

«Ученики заинтересованы в молодых преподавателях, поэтому их зарплаты во многих школах уже вышли за рамки зарплат «старших» преподавателей», - отметил чиновник. Поэтому, основная проблема сегодня состоит не в том, что молодые специалисты не хотят идти в школы, а в том, что в образовательных учреждениях столицы нет вакансий. «Задачи привлечения молодых специалистов это одновременно и задачи «отпускания» не молодых учителей из школы», - подметил чиновник.

Помимо снижения поборов в школах и привлечения на работу выпускников педвузов, новая система финансирования образовательных учреждений и расчета зарплат педагогов хороша еще и другим. Теперь школы заинтересованы во всех учениках, в том числе и в тех, которые не хотят учиться, грешат плохим поведением, считает глава образовательного ведомства. А это позволит улучшить статистику правонарушений среди несовершеннолетних. Ведь если в школе все только о том и думают, как бы поскорее избавится от нерадивого ученика, ни о каком воспитании не может идти речи. Педагогам проще исключить, отчислить, лишь бы больше не сталкиваться с трудным подростком и не брать на себя ответственность. И он остается во власти улицы.

Теперь же, когда деньги будут идти в школу за учениками, а из этих денег будут формироваться учительские зарплаты, педагоги станут усерднее заниматься воспитанием и стараться всеми силами удержать трудного подростка в школе, и чему-нибудь да научить. Правда, как показали результаты ЕГЭ, это не всегда удается.

На днях в столице состоялось заседание государственной аттестационной комиссии, на котором были выверены фамилии выпускников, получивших по двум обязательным экзаменам двойки. В текущем году эти ребята уже не смогут получить аттестат (пересдать ЕГЭ они смогут лишь в будущем году). Всего таких 142 человека. Чиновники констатировали, что количество «двойных двоечников» в этом году увеличилось с 81 до 142 человек. При этом глава ведомства Исаак Калина заметил, что ребята, оставшиеся без аттестатов, могут на базе документа об окончании 9 классов поступить в колледж и по сокращенной программе - благодаря справке о том, что они обучались в 10-11 классах -  получить среднее профессиональное образование.

Но, несмотря на столь плачевные результаты некоторых выпускников, общая картина итогов ЕГЭ выглядит более чем оптимистично. Наряду с ростом количества двоечников, больше стало и тех ребят, которые получили на экзамене 80 и более баллов.

Так, в сравнительной таблице среди 16 регионов столица занимает первую позицию по истории, английскому и испанскому языкам, географии и физике, вторую строчку - по биологии и русскому языку, третью – по математике.

Но если раньше проверкой результатов работы образовательных учреждений служили лишь экзамены, то теперь в городе стали развиваться и другие механизмы определения уровня подготовки в школах. Так, в текущем году в 5,5 раз выросло число заявок на проведение независимой городской диагностики работы школ, в 1,5 раза выросло число школ, учащиеся которых стали победителями всероссийских олимпиад от города.

А главное, по мнению чиновника, - не осталось ни одной школы, учащиеся которой не имели бы возможности посоревноваться во всероссийской олимпиаде на школьном уровне, что имело место раньше.

«Появление такой открытости к внешним измерениям результатов учебной деятельности – одно из главных достижений прошедшего года. Сегодня объективная картина результатов работы образовательных учреждений становится все более доступной родителям, учителям школы (зачастую и учителя не могли сравнить свои результаты с результатами других школ)», - отметил Калина.

Он подчеркнул, что на сегодняшний день возможность получить внешнюю оценку качества образования в данном учебном учреждении, возможность сравнить себя с другими – очень мощный мотивирующий фактор в развитии каждого образовательного учреждения, позволяющий «без каких-либо административных воздействий поднимать качество образования в школах».

Анна Семенец