Posted 2 августа 2012,, 12:38

Published 2 августа 2012,, 12:38

Modified 1 апреля, 00:07

Updated 1 апреля, 00:07

Бородино: двести лет спустя

2 августа 2012, 12:38
Двухсотая годовщина Отечественной войны 1812 года идет в привычном для нашей страны режиме. Можно сказать, параллельно развиваются несколько сюжетных линий: празднование юбилея, переговоры о судьбе музея-заповедника «Бородинское поле» и суды.

Двухсотая годовщина Отечественной войны 1812 года идет в привычном для нашей страны режиме. Можно сказать, параллельно развиваются несколько сюжетных линий. Готовится празднование юбилея Бородинской битвы. Также ведутся переговоры федеральных и подмосковных властей о передаче музея-заповедника «Бородинское поле» в ведение Московской области. И одновременно идут суды по делам о злоупотреблениях, в результате которых на Бородинском поле началось незаконное дачное строительство.

В принципе, почва для оптимизма есть. Хотя на пути к юбилею Бородинского сражения, который отмечается 8 сентября, возникла масса препятствий организационного характера. Можно, конечно, спросить, когда у нас было иначе, - но устроители очень беспокоятся. Как отметили организаторы самого праздника на Бородинском поле, который пройдет 2 сентября, в беседе на «Эхе Москвы», «изначально сумма стояла 1,5 млн, затем, когда мы начали прорабатывать все вопросы, нам удалось пробить сумму 36,5 млн рублей». Прогресс разительный, но другие организаторы заявляют, что денег выделено лишь 17 млн рублей.

Между тем, вместо ожидаемых полутора тысяч «реконструкторов» - то есть, участников театрализованной баталии в русских и французских мундирах – будет всего 450. У некоторых иностранных военно-исторических клубов – австрийского, в частности – возникли проблемы на российской таможне с провозом оружия той эпохи. И если сами реконструкторы будут жить в палатках, то зрительской массовке, ожидаемой в количестве до 200 тыс. и более, останется расположиться в чистом поле. Беда, правда, в том, что современные зрители как раз не бедны, а богаты – они поедут на своих машинах и могут образовать чудовищные пробки и заблокировать все дороги. Все же, как-то не верится, что празднование юбилея Бородинской битвы не состоится. Но накладок» может быть много.

Одновременно обсуждается судьба самого Бородинского поля как музея-заповедника. В интервью «Росбалту» ситуацию разъяснил министр культуры Московской области Антон Губанков.

«Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник - федеральное государственное учреждение культуры и подчиняется непосредственно Министерству культуры Российской Федерации. Указом президента РФ музей-заповедник «Бородинское поле» отнесен к особо ценным объектам культурного наследия.

Все вопросы, касающиеся контроля за соблюдением законодательства на территории музея-заповедника, включая контроль за строительством и землепользованием, оспаривание в судах выделения на местном уровне земель под строительство, вопросы развития федерального музея-заповедника, развития его материально-технической базы и музеефикации его территории – в компетенции федерального Министерства культуры.

На рабочем совещании по вопросам охраны объектов культурного наследия Подмосковья губернатор Московской области Сергей Кужугетович Шойгу предложил федеральным властям передать государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник в ведение Московской области. Сейчас этот вопрос прорабатывается совместно с Министерством культуры РФ».

Что хотела бы администрация Московской области обновить или улучшить в музее?

«По мнению губернатора, и мы его полностью разделяем, Подмосковье сможет не только эффективнее координировать вопросы сложных правовых и имущественных взаимоотношений, но и грамотно развивать легендарный музей, - сообщил Антон Губанков. - Один из таких проектов – музей под открытым небом – уже получил одобрение, и мы начали его разработку. Согласно идее, в районе, например, Масловских флешей могут быть установлены фигуры участников сражения, укрепления, образцы вооружений, и даже воссозданы сцены ключевых боевых сражений. Экспозицию будем продумывать до мелочей – важно сделать её не только увлекательной, но и, что не менее важно, удобной для наших гостей. В частности, вся экспозиция будет объединена единым кольцевым маршрутом».

"Музей под открытым небом», с тысячами солдатских фигур, орудиями и укреплениями, вызовет, вероятно, более всего вопросов. Из чего, например, все эти фигуры будут сделаны, будут ли они раскрашены в разные цвета – и если да, то станет ли эта окраска долго держаться под солнцем и дождем? Сумеют ли скульпторы и их консультанты правильно воспроизвести многочисленные детали обмундирования и еще более коварные особенности техники и тактики?

Кроме этих технических вопросов, которые надо суметь решить, останутся еще вопросы принципиальны: насколько все это нужно? В любом случае, мнения разойдутся, и сильно. У множества любителей истории – очень разное понимание того, как ее любить. А историческое место – Бородинское поле, в данном случае – на всех одно. Критика в том ключе, что «народную трагедию подменяют большими оловянными солдатиками», неизбежна.

По поводу имущественных отношений в данном вопросе, свое мнение «Росбалту» высказал известный политолог и географ Дмитрий Орешкин: «Это знак того, что федеральный центр понимает, что не может нести на себе груз всех тех обязательств, которые он забрал в процессе централизации пять-десять лет назад. Не от хорошей жизни это отдается. У министерства культуры федерального ограничены ресурсы. Отсюда соблазн проявить некоторую волю к федерализации: пусть сам регион разбирается».

«Но у региона денег еще меньше, - напомнил эксперт. - В результате, головную боль федеральное правительство скинет на региональное, а региональное это положит в долгий ящик. Хотя, конечно, планы есть – но нужна серьезная инвестиционная составляющая. А где региональные власти найдут деньги? Остается открытым вопрос. Может быть, какой-то местный бизнес поможет? Теоретически, из этого можно сделать хороший туристический проект. Но для этого нужны серьезные инвестиции. Может быть, у них есть какие-то договоренности с тем же Министерством культуры, что вместе с полномочиями они получают какое-то дополнительное финансирование. Но, как правило, опыт показывает, что обещать-то обещают помощь, а потом ее откладывают до морковкина заговенья, потому что денег все равно нет».

Хотелось бы, конечно, чтобы опасения не оправдались, а оправдались, наоборот, надежды. В том, что касается третьей сюжетной линии – застройки Бородинского поля - опасения кое в чем оправдались, хотя, возможно, не так сильно, как могло бы быть.

Два года назад, 9 апреля 2010 года, «Росбалт» уже коснулся этой темы в статье «Третья Бородинская битва – бюрократическая». Тогда начальник управления областного министерства культуры еще прежней администрации Бориса Громова, Игорь Федунь высказывал корреспонденту «Росбалта» серьезное беспокойство, что в условиях отсутствия закрепленной за заповедником земли может начаться ее застройка дачами.

Что изменилось с того момента? Застройка действительно началась (в чем вряд ли кто-то сомневался). По признанию Следственного комитета, в заповедной зоне появилось больше сотни самостроев.

«11 мая 2012 года Министерством юстиции РФ был зарегистрирован приказ «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем», характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству», - отметил новый министр культуры области Антон Губанков. - В настоящее время продолжаются уже начатые суды – ведь на территории музея-заповедника было возведено более 100 строений. Но в связи с приказом Министерства юстиции РФ, новых построек на этой территории не будет

Кроме того, по поручению губернатора Московской области, главам Можайского муниципального района, городских поселений Можайск, Уваровка и сельских поселений Бородинское, Борисовское, Горетовское, Замошинское и Клементьевское направлены рекомендации не предоставлять земельные участки и не выдавать разрешения на строительство без согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия. Также Сергей Кужугетович поручил в срочном порядке разработать рекомендации по планировке и застройке сельских поселений Бородинское и Борисовское с определением высотных параметров проектируемых зданий и организовать проверку и анализ состояния земельных участков в этих сельских поселениях».

По данным «Интерфакса», Сергей Шойгу еще на совещании 1 июля в Спасо-Бородинском монастыре поставил задачу следующим образом: «Мы не можем сделать так, чтобы на этой территории птицы не пели, и мухи не летали без разрешения Минкультуры. Здесь столетия жили люди. Нужно сказать людям, что можно, а что нельзя… Я предлагаю навести ясный понятный порядок в вопросах жизнедеятельности на этой территории, подготовить решение, что на этой территории можно делать».

Из общего объема самостроя, по словам губернатора, выселению подлежат 15 домов, для жителей которых местным властям поручено найти новое жилье. Что будет с остальными – время покажет. Суды по делам о злоупотреблениях бывшего руководства сельского поселения Бородинское продолжаются не спеша. Высокое и низкое, как всегда в жизни, идут рядом.

Леонид Смирнов