По "основам религий" не ставят "пятерок"

С 1 сентября учащиеся четвертых классов столичных школ приступили к изучению нового предмета - «Основы религиозных культур и светской этики». Департамент образования поделился подробностями нововведения.

С 1 сентября учащиеся четвертых классов столичных школ приступили к изучению нового предмета - «Основы религиозных культур и светской этики». О том, каким модулям курса отдали предпочтение юные москвичи и их родители, как готовили педагогов к преподаванию нового предмета, и каким образом они будут оценивать знания учащихся в столь специфичной области, рассказали в столичном департаменте образования.

Новый предмет включает в себя шесть модулей, но выбрать, по словам заместителя руководителя департамента образования Татьяны Васильевой, каждый ученик мог только один. «В течение мая 2012 года все школы получили методические рекомендации о том, как рассказать родителям об этих модулях, как сформировать выбор», - рассказала чиновник. Поэтому, как отметила Васильева, решение о том, какую предметную область будут изучать их чада, родители приняли еще в прошлом учебном году.

Предпочтения москвичей распределились следующим образом: «Основы светской этики» выбрали почти 47% учащихся, «Основы мировых религиозных культур» - чуть больше 27%, «Основы православной культуры» - 23%, «Основы исламской культуры» - 1%, а «Основы буддистской культуры» и «Основы иудейской культуры» не смогли набрать и 1%.

Замглавы ведомства объяснила такой выбор тем, что родители отдавали предпочтение той предметной области, которая им самим близка, понятна и интересна. Кроме того, они могли выбрать модуль, который сочли наиболее простым и уместным для преподавания в школе.  

«В любом случае, выбор модуля – решение семьи, и задача образовательного учреждения и органов образования обеспечить ребенку возможность его изучения», - отметила представительница ведомства. При этом она подчеркнула, что школа готова и технически, и профессионально к любому выбору родителей. Во-первых, по словам Васильевой, всегда можно даже в рамках расписания одного класса развести предмет на первый и последний уроки. Но что делать, если в отношении одного из модулей большой группы не набирается? Ведь, судя по рейтингу, буддистская и иудейская культуры не пользуются особой популярностью москвичей, и, вполне возможно, эти модули могли выбрать единицы из класса, школы. В таком случае, по словам замглавы департамента, у педагогов есть возможность воспользоваться сетевыми технологиями обучения, объединив при этом ребят из разных школ, выбравших не самые популярные направления. Благо, современные образовательные технологии позволяют это сделать.

В центре образования «Царицыно» № 548, по словам директора Ефима Рачевского, «Основы мировых религиозных культур» выбрали порядка 40% родителей, около 26% предпочли, чтобы дети изучали «Основы православной религии», но лишь одна семья захотела, чтобы их ребенок знакомился с «Основами исламской культуры». С этим учеником педагог занимается индивидуально, отметил директор школы, подчеркнув, что дистанционные формы обучения в отношении данного предмета считает неуместными.

По словам Татьяны Васильевой, с мая 2012 года в департамент поступило всего два сообщения о том, что по тем или иным причинам в школе возникли проблемы с выбором модулей. При этом чиновник отметила, что департамент защищает право семей решать, какой модуль нового предмета изучать ребенку, и призывает в случае конфликтных ситуаций обращаться в ведомство.

Наряду с родителями к появлению нового предмета активно готовились педагоги. Более 3,6 тысяч учителей, которые будут преподавать учащимся 4 классов «Основы религиозных культур и светской этики», прошли летом курсы переподготовки в Московском институте открытого образования или в Федеральной академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей. Курсы продолжат работу на протяжении всего года, чтобы дать педагогам возможность углубить уже полученные ими знания, а также получить ответы на вопросы, которые могут возникнуть в процессе преподавания. При этом учителя, не прошедшие курсы, преподавать данный предмет не имеют право, заметила Васильева.

Учить детей основам религиозных культур будут педагоги начальной школы, истории, МХК, учителя рисования, которые посещали занятия по переподготовке. Как заметила замруководителя департамента, никакой обязаловки в том, чтобы вести предмет для преподавателей не было. «Учитель вполне мог сказать, что не чувствует в себе сил преподавать подобный предмет, не понимает, о чем будет идти речь. Администрация в таком случае делала предложение пройти курсы переподготовки другому педагогу», - пояснила Васильева.

Между тем, по ее словам, школ, в которых не нашлось желающих вести этот предмет, в столице не оказалось. «Даже те учителя, которые в этом году не ведут предмет, на курсы записались, потому что и программа обучения, и сам предмет довольно интересные», - считает чиновник.

Она также обратила внимание, что в рамках курса школьники не будут углубляться в религию, а лишь познакомятся с особенности различных культур, образовавшихся в процессе развития  той или иной религии. Предмет будет идти в течение года, по итогам которого в журнале появится запись: «курс прослушал». Все дело в том, предмет не требует отметок, то есть привычные отметки - «3», «4», «5» - ребенку за изучение ставить не будут, пояснила замглавы ведомства. Тем не менее, по ее словам, предмет хоть и безотметочный, но оценочный. «Учитель, так или иначе, будет оценивать знания ребенка: «хорошо», «можешь лучше», «узнал это», «должен узнать еще это», - рассказала Васильева.

По ее словам, те знания и компетенции, которые учащиеся получат по выбранному ими модулю, станут хорошей базой для дальнейшего изучения истории, литературы, мировой художественной культуры.

Анна Семенец