Posted 19 сентября 2012,, 12:19

Published 19 сентября 2012,, 12:19

Modified 31 марта, 23:21

Updated 31 марта, 23:21

Мусорные горы отправят в переработку

19 сентября 2012, 12:19
Подмосковью предстоит грандиозная задача: радикально изменить подход к обращению с мусором. О том, как предполагается решать проблему, рассказал заместитель председателя правительства Московской области по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительства Роман Филимонов.

Подмосковная администрация задалась грандиозной задачей: радикально изменить подход к обращению с мусором. На смену бесконечному складированию столичного и областного мусора в виде циклопических «горных хребтов» на полигонах должна прийти глубокая переработка. На вопросы корреспондента «Росбалта» отвечает заместитель председателя правительства Московской области по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительства Роман Филимонов.

- Роман Евгеньевич, сколько мусора уже накопилось – «складировано», «полигонировано» в Подмосковье, и на какое количество еще есть место?

В настоящее время в Московской области ежегодно образуется 4,7 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и еще порядка 5 млн тонн – в Москве. Это – не считая большого количества отходов строительства и сноса зданий, иловых осадков сточных вод с очистных сооружений, а также промышленных, медицинских, биологических и древесно-растительных отходов.

Поскольку Москва у себя отходы складировать не может, негде – практически все это вывозится на полигоны Московской области. В результате, на наших полигонах накоплено более 120 млн тонн одних только ТБО. На сегодня на территории области действовал 41 оборудованный полигон ТБО общей площадью в 689 га.

Оставшийся же «объем лимитов» позволяет нам принять чуть более 30 млн тонн ТБО. По времени это где-то на 3-4 года: такой срок мы можем прожить относительно спокойно с имеющимися технологиями. Хотя некоторые из наших полигонов в принципе могут принимать ТБО до 2027 года.

- Скорее, наверное, у нас все-таки в запасе три года, нежели четыре. И вы полны решимости с этой практикой покончить?

Да. На сегодняшний день наша задача – прекратить практику предоставления новых земельных участков под захоронение мусора – перестать открывать новые полигоны. И мы планируем это сделать уже с этого года. Недавно было селекторное совещание, на котором я настоятельно рекомендовал главам муниципальных образований прекратить эту практику.

Те полигоны, которые существуют и имеют еще возможность принимать твердые бытовые отходы, пока будут существовать, потому что мусор утилизировать надо постоянно.

- И что же идет на смену «полигонированию»?

Сейчас наша межведомственная комиссия занимается отбором технологий сортировки и переработки мусора, которые могут быть рекомендованы для применения в Московской области. На сегодняшний день, как мне известно, отобрано порядка 24 технологий – и комиссия продолжает работу на постоянной основе.

В ближайшее время мы объявим конкурс на строительство и эксплуатацию заводов по сортировке и переработке мусора. Разошлем оферту различным международным институтам с предложением участвовать. Конкурс будет строиться по принципу частно-государственного партнерства: здесь будут и обязательства инвестора, и обязательства финансового института, который будет обеспечивать финансирование строительства данного объекта – и будут определенные обязательства со стороны области, со стороны муниципальной власти в части обеспечения объемов поставляемого мусора.

Наша задача – чтобы через полтора-два года у нас в области заработали первые заводы по мусоропереработке.

- Это реально?

Да. Цикл строительства такого завода – от полутора до трех лет. Мусор станет перерабатываться во вторичное сырье, которое может использоваться в производстве. Строго говоря, мы планируем открытие не просто мусороперерабатывающих заводов, а целых технопарков, где будет производиться уже продукция из вторичного сырья, которое образуется при сортировке мусора. К 2020 году предполагаем использовать до 65% поступающего мусора для вторичной переработки.

- А как быть с остальными 35%? Не планируется ли сжигание этих остатков мусора?

Отчасти да. Разумеется, ни в коем случае не ставится вопрос о сжигании всего мусора - это было бы нерационально и неправильно. Потому что мусор – это прежде всего возможность получения вторичного сырья.

Но есть и такой мусор, который переработке не подлежит. Чтобы сократить его объемы, существуют различные методы, в том числе сжигание. В нашей концепции это присутствует – как и, например, сжигание иловых осадков с целью сокращения их объема и ввиду дальнейшего использования. Но для сжигания будем подбирать территории, где это не окажет негативного воздействия на окружающую среду.

- Какова, между тем, будет судьба существующих полигонов, всех этих «горных хребтов», с «профилем», несколько чужеродным для Среднерусской возвышенности? Что будет со всеми этими 120, а в перспективе и 150 млн тонн?

- Естественно, просто так взять и ликвидировать полигоны невозможно. В настоящее время постоянно ведется процесс рекультивации полигонов – из них делаются «безопасные терриконы», поросшие зеленью, которые опять-таки не оказывают на окружающую среду негативного воздействия.

Через какое-то время, если мы увидим, что справляемся с поступающим мусором, а эти земельные участки, между тем, окажутся востребованы для иных целей, в принципе возможна и такая ситуация, когда мы постепенно начнем вывоз уже накопленного мусора для его переработки на заводах.

- И под конец «дипломатический вопрос»: как идет сотрудничество с Москвой в данной сфере?

На сегодняшний момент – происходит обмен мнениями. В ближайшее время на уровне председателя правительства нашей Московской области мы будем встречаться с заместителем мэра Москвы, курирующим вопросы утилизации мусора, Петром Павловичем Бирюковым.

В нашей концепции, которую мы отправили в Москву, заложены возможности переработки отходов предприятий и мусора столицы практически в полном объеме. Такое предложение с нашей стороны существует. Какой объем выберет Москва – ее право.

Беседовал Леонид Смирнов