Москва - все новости
20 сентября 2012, 12:12

«Архнадзор»: Круговое депо могут подрезать или поднять на 8 метров

МОСКВА, 20 сентября. Новые опасности нависли над уникальным памятником промышленной архитектуры – Круговым депо Октябрьской железной дороги. Об этом, как передает корреспондент «Росбалта», рассказали журналистам координаторы общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров и Константин Михайлов.

По данным защитников старой Москвы, в руководстве ОАО РЖД зреет идея – не сносить депо в целях прокладки на его месте нового, 4-го главного пути, а реализовать некий компромиссный вариант, при котором историческое здание подвергается «реконструкции» и не мешает проезду подвижного состава.

Существует несколько проектов реконструкции, о которых рассказали выступавшие. По одному из них, от круглого здания отрезается большой сегмент, и через это место проходит новый путь, причем проектировщики готовы соорудить полностью круглую крышу, под которой станут проходить поезда. По другому, более масштабному проекту,  предлагается поднять все здание на современный стилобат 8-метровой высоты, внутри которого проляжет путь. Самый амбициозный и дорогой вариант предусматривает подъем еще и соседней с депо водонапорной башни на такую же высоту.

Координаторы «Архназдора» высказались категорически против проектов «реконструкции», отметив, что это нарушение закона, который разрешает только реставрацию архитектурного памятника. По глубокому убеждению защитников старой Москвы, одно из двух первых паровозных депо в России, построенное в середине XIX века по проекту Константина Тона для первой железной дороги Санкт-Петербург – Москва, заслуживает более уважительного отношения к себе. К тому же, подъем этого здания нарушит все высотные доминанты пейзажа вокруг Ленинградского вокзала, что будет смотреться достаточно нелепо, как в варианте с одновременным подъемом водокачки, так и без него.

Вопрос о прокладке 4-го главного пути петербургского хода также представляется «Архнадзору» достаточно дискуссионным. Выступавшие обратили внимание на то, что при желании путь можно проложить и в обход депо. Самое же главное – оборот поездов в настоящее время заметно отстает от советского «пика» 1980-х годов, поскольку при новой политике сократилось число электричек. Более того, принятый в 2009 году Генеральный план развития Москвы вообще предполагает перенос пригородного движения с Ленинградского вокзала на будущий Каланчевский, что сразу резко снизит весь оборот.

Участник недавно проведенной независимой технической экспертизы Кругового депо, инженер-реставратор Сергей Краус рассказал собравшимся, что здание сохранилось превосходно. Нынешние резкие отличия от его первоначального облика объясняются более поздними пристройками и переделками окон. По оценке экспертов, ничто не помешает научной реставрации памятника, и стоить она будет совсем недорого.