Posted 2 ноября 2012,, 16:38

Published 2 ноября 2012,, 16:38

Modified 31 марта, 22:39

Updated 31 марта, 22:39

Закона нет. Есть догхантеры

2 ноября 2012, 16:38
Столичные отравители-живодеры продолжают свое черное дело, прикрываясь заботой об обществе. А владельцы собак осмысливают ситуацию, в которой они оказались, и ищут ответа на традиционный вопрос: «Что делать?»

Круглый стол по животной тематике состоялся в московском пресс-центре «Росбалта». Он оказался и «дамским столом», так как все участники принадлежат к прекрасному полу – хотя собаки, безусловно, пользуются любовью мужчин и женщин любого возраста и рода занятий.

Грустным лейтмотивом беседы оказалась жалоба на бездействие властей. Не рассматривают правоохранительные органы и чиновники животных как достойных защиты закона, а живодеров – как серьезную социальную опасность. Пока не рассматривают. А без этого жить мирным обывателям и их питомцам довольно неуютно.

По следам осеннего массового отравления собак догхантерами в парке имени 50-летия Октября заведено уголовное дело. Но, как рассказала представитель инициативной группы жителей Елена Барадулина, кроме чисто бумажного письмоводительства, ничего не сделано. А в это время владельцам собак, подавшим заявления в полицию, догхантеры угрожают по мобильным телефонам, причем первые СМСки с угрозами пошли сразу после обращения к стражам порядка. Совершенно ясно, что никто из живодеров не найден и не наказан, а листовки с живодерской пропагандой беспрепятственно расклеиваются.

Один из аспектов дискуссии - правовой: достаточно ли оснований в нашем государстве, чтобы надлежащим образом преследовать убийц и мучителей животных? Как считает член Экспертного совета при Московской городской думе Елена Иванова, законодательная база есть – в том же Уголовном кодексе содержится емкая статься 245 – «жестокое обращение с животными», да и Кодекс об административных правонарушениях не молчит на эту тему. Надо лишь как-то заставить чиновников эти законы исполнять.

По мнению директора благотворительного фонда помощи животным «Вирта» Дарьи Хмельницкой, в защиту братьев меньших следует употреблять также статьи о хулиганстве, а то и об экстремистской деятельности – коль скоро у нас догхантеры так прытко организуются. Наконец, есть еще статья 167 – «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». Хотя многие хозяева никогда в жизни не согласятся расценивать четвероногих друзей как «имущество» - так ведь животное параграфов не чтит, а в правовом споре с нерадивыми стражами порядка, например, данный параграф свою роль может сыграть.

Тем более, что, как считает Хмельницкая, «не хватает нормативно-правовой базы». Еще более пессимистично настроена организатор общественного движения «Зеленый поводок» Елена Колмогорцева. «У нас нет достаточного правового поля, - считает она. – Правовой вакуум».

Все участники круглого стола возлагают надежды на принятие нового федерального закона «Об ответственном обращении с животными», все хотят как-то его принятие ускорить. И здесь на стороне зоозащитников председатель Мосгордумы Владимир Платонов, который, как рассказала Елена Иванова, направил письма спикерам Государственной Думы и Совета Федерации с просьбой ускорить данный законодательный процесс. А то пока что-то сей процесс очень уж неспешно идет.

И никого из заинтересованной общественности к участию в работе законодатели не приглашают.

«Мы хотели бы видеть лаконичный и неперегруженный закон», - подчеркнула Елена Колмогорцева. Но, по ее словам, доходящие до общественности сырые варианты текста оставляют желать слишком много лучшего. Как недавно стало известно, наконец-то создана рабочая группа по подготовке закона. Но никого из защитников животных, никого из лидеров собаководов туда не пригласили, как не позвали и ученых (общественники хотели бы видеть в составе рабочей группы сотрудников Института проблем экологии и эволюции РАН имени Северцова).

Пожалуй, своего «пика» правовая деятельность в защиту животных достигла минувшим летом: тогда, как рассказала Дарья Хмельницкая, зоозащитники достучались до администрации президента России – точнее, достоялись в общей очереди, собрав воедино самые вопиющие факты произвола. И там их приняли: из президентской администрации направлены были запросы во все компетентные органы. По словам Хмельницкой, «генеральная прокуратура отменила все постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, а московская прокуратура собрала все заявления и стала возбуждать дела по округам». Одно плохо: реальных результатов все равно нет.

Сами же зоозащитники не устают напоминать, что, кроме уголовного преследования самих догхантеров, власти должны обратить внимание на их «программное обеспечение». Ибо в наш просвещенный век и живодеры активнейшим образом используют Интернет и социальные сети (как, впрочем, и террористы, и всякая шушера). Надо же, наконец, и здесь какой-то порядок наводить. И вместе с сайтами, пропагандирующими наркотики и склоняющими к самоубийству, поприжать и живодерские порталы. Которых развелось видимо-невидимо, так что остается только ужаснуться глубинам человеческой души.

Отдельный вопрос касается контроля за лекарственными средствами. Как известно (из сетевых откровений самих догхантеров), сгубившие массу собак яды они законнейшим путем покупали в аптеках, в том числе, в круглосуточных, без всякого рецепта. Коллега Елены Колмогорцевой по «зеленому поводку» Татьяна Синцова считает необходимым обратиться к Минздраву с призывом «усилить контроль за лекарствами». Вообще-то, призывов с такой формулировкой к Минздраву уже было сорок сороков – хотя бы в процессе борьбы с наркоманией. Трудно надеяться на скорую и заинтересованную реакцию. Между тем, экспертиза тела отравленного животного обходится несчастному владельцу теперь уже в 25-30 тыс. рублей, и сделать ее можно только в трех местах на всю Москву.

Зоозащитники, впрочем, не унывают. Елена Колмогорцева и Татьяна Синцова всерьез планируют развернуть общественное движение владельцев домашних животных (не только собак) – вероятно, на правах некоммерческой организации, по возможности, общероссийского масштаба.

И, кроме собственно защиты животных, в планы организаторов входит и просвещение самих владельцев, и повышение их ответственности. Чтобы дать ответ в том числе и на претензии другой части общества, которая жалуется на покусы людей собаками и на собачьи экскременты в городе. Как рассказала Татьяна Синцова, «Зеленый поводок» выступает за ужесточение ответственности владельца, который «должен знать, что если его собака кого-то покусает, он всю жизнь будет платить».

Но ключевой «намордниковый вопрос» и впрямь непрост. Безусловно признавая ответственность тех владельцев, по чьей вине были допущены покусы, зоозащитники возражают и тем из обывателей, кто требует, чтобы все собаки во всех общественных местах находились всегда и только в наморднике. Вообще, предлагается различать намордник и поводок: это не есть одно и то же, и не всегда это вместе надевается.

В самом деле, Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях трактует эту деликатную тему следующим образом. Есть там емкая статья 5.1. – «Нарушение правил содержания домашних животных». И она предусматривает штрафы за «появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте». А также – внимание – за «появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях».

Грубо говоря: в парке – требуется не намордник, а поводок. Логика есть, хотя против этого обычно возражают в том плане, что не всякий владелец – а среди много хрупких дам – не всегда и не всякую собаку на поводке удержит. Но так или иначе – закон таков. Зато «на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними» выгул собак в принципе запрещен.

Все такие знания будет гораздо проще прививать владельцам животных, если они будут объединены в общественные организации максимально широкого масштаба, а не только в какие-нибудь охотничьи клубы. Ну, а что касается пресловутых экскрементов, то и здесь зоозащитники считают своим долгом доводить до сознания владельцев, что они действительно должны за собаками убирать. Только два важных замечания: во-первых, все-таки специальные урны должны быть для этого дела в достатке. И, во-вторых, как считает Татьяна Синцова, это – часть общей городской культуры, которая у нас, как известно, вообще низка. Пока на улицах грязь, повсюду валяются пивные банки и т.п. хорошо знакомый мусор, собачники в одиночку за чистоту города отвечать не могут.

Леонид Смирнов