Posted 18 января 2013,, 09:29

Published 18 января 2013,, 09:29

Modified 31 марта, 21:29

Updated 31 марта, 21:29

Подмосковье зависло до выборов?

18 января 2013, 09:29
Администрация Московской области, вопреки декларациям, похоже, в полной мере следует «правилу новой метлы». Между тем жители ждут от власти конкретных шагов по решению накопившихся в регионе проблем . А этого пока не происходит.

При всей своей привлекательности – большая территория, близость к столице, приличный бюджет, дорогая земля, развитые торговые сети и обширные стройки, - Подмосковье в последнее время является весьма проблемным регионом. Причина тому – коррупционные скандалы, огромные долги, инфраструктурные трудности, обилие мигрантов и отсутствие правового регулирования земельного и строительного рынков. Надежда на улучшения появилась с назначением на пост главы области федерального политика-тяжеловеса Сергея Шойгу. Но вскоре он был затребован для других, не менее важных дел. На его место был назначен молодой единоросс Андрей Воробьев, который, впрочем, заявил о полной преемственности курса своего именитого предшественника, гарантированной еще и тем, что Воробьев – сын ближайшего сподвижника Шойгу по МЧС Юрия Воробьева. Однако на деле события стали разворачиваться иным образом.

Пока администрация Подмосковья, похоже, в полной мере следует «правилу новой метлы». Как горох, посыпались из регионального правительства министры. Только что покинули свои посты молодой министр здравоохранения Дмитрий Тришкин и министр культуры, интеллектуал Антон Губанков, вот-вот будет объявлено об отставке заместителя председателя правительства Романа Филимонова (по некоторым данным, он уйдет в министерство обороны).

А весь список ушедших перевалил уже за десяток. В том числе не пожелал остаться в правительстве экс-премьер Андрей Шаров. И понять его можно: ведь прежний губернатор Сергей Шойгу разделил посты губернатора и главы областного правительства, назначив на второй пост Шарова, который успел разработать впечатляющую программу преобразований, и вот, на тебе: Воробьев эти посты опять соединил, а тезке предложил должность первого зама. И на такие предложения нередко соглашаются – но, похоже, не в данном случае.

Уходящие областные министры комментариев давать не хотят, заявления пишут по собственному желанию. Примечательно, что на условиях анонимности источники в областном правительстве уверяют, что выдавили именно тех, кто составлял основу совершенно уникальной - это в один голос отмечали и экономисты, и политологи - и «заточенной» на достижение реальных результатов команды, собранной Шойгу и Шаровым, перешедшим работать в Московскую область из правительства РФ (новоиспеченный губернатор, кстати, публично обещал ее сохранить). До реализации ли тут масштабных областных программ?!

Более того! Как отмечают старожилы Дома правительства Московской области, неприветливость, непредсказуемость, многочисленные комплексы, неумение наладить коммуникации вкупе с непомерными амбициями привели к полному управленческому параличу. «Похоже, губернатор пытается быть строгим и требовательным, но поскольку строгость эта не базируется на авторитете, общение с руководителями превращается в бесконечные унижения людей», - отметил «Росбалту» источник, близкий к правительству региона, добавив, что найти общий язык с и.о. губернатора не удается даже его давним соратникам, которые по нескольку раз получают взаимоисключающие указания.

Снизу ситуацию комментирует председатель Серпуховского районного совета Николай Дижур: «Для нас, для муниципалитетов и для всей области, вы знаете, это такой холодный душ, когда три губернатора меняются за полгода, - заметил он корреспонденту «Росбалта». - Отсюда все последствия. Продолжается уход министров прежнего правительства. Недавняя отставка министра здравоохранения говорит о том, что у нас чем угодно руководствуются при назначении на министерские должности, кроме профессионализма. На первый уровень выходит личная преданность».

«Про Шойгу Воробьев сказал: «Это мой крестный отец», - напомнил Дижур. - Но уровень-то разный. Шойгу абсолютно самостоятельный был политик, крупная фигура федерального масштаба. Разумеется, когда он пришел в регион, мы надеялись, что будут сдвиги. И это подтверждала та политика которую он начал проводить, делая упор на прямую демократию и прозрачность выборов. С Воробьевым все иначе. Шойгу был сильный политик и мог себе позволить держать независимого председателя правительства. Воробьев, разумеется, не может себе позволить такой роскоши».

«Про Воробьева разное говорили – в том числе, что «он склонен к жестким действиям», - отметил независимый политолог Дмитрий Орешкин. - Людям новой волны, нео-начальникам, которые так быстро взлетели, часто кажется, что они Бога за бороду держат, и действительно, у них склонность такая есть, к жестким и не важно даже, эффективным или неэффективным действиям. Они поднимались независимо от эффективности, просто потому, что к ним хорошо относились старшие товарищи. А вот сейчас, когда они занялись близкими к земле проблемами, это проявляется – они не привыкли учитывать другую точку зрения».

Эксперты говорят и о другой проблеме. «То, что губернатор груб с людьми – это, конечно, очень плохо, - заметил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. - Но, к сожалению, в России это не самая большая проблема. Самая большая – проблема компетентности». И естественно, наличие дееспособной команды.

«У Воробьева команда есть, но команда сугубо партийная. А это совершенно другое, - подчеркнул Журавлев. - У нас в стране вообще с административными командами плохо, все политики одни. Люди, умеющие хорошо говорить и ставить цели, но не того уровня, на котором эти цели должны реализовываться. Россия это уже проходила: та команда, которая управляла с 1917 по 1926 год, была очень похожа на нашу современную элиту. С этим отчасти связана кадровая революция конца 1920-х».

Ситуацию усугубляет и положение с главами городов и районов, которых в Подмосковье очень много. Настолько, что их достаточно сложно контролировать из областного центра. Это привело к тому, что долгое время местные администрации жили практически своей жизнью, чувствуя себя абсолютной властью, что во многих случаях приводило к реализации коррупционных схем.

В бытность губернатором Сергей Шойгу попытался изменить ситуацию. У него хватило воли и политического веса для того, чтобы свои посты покинули главы наиболее проблемных районов (в том числе Балашихи и Химок). Было понятно, что на этом Шойгу не остановится. Но тут последовало его назначение на пост министра обороны.

Как отмечает источник в правительстве Подмосковья, Андрей Воробьев, напротив, дал понять главам местных администраций, что в целом доволен их деятельностью. Источник, впрочем, пояснил, что подобная позиция нового главы региона может быть связана с предстоящими сентябрьскими выборами губернатора, с его надеждой на то, что подмосковные мэры, большинство из которых находится у власти уже много лет, поднаторев в организации и проведении выборов, помогут обеспечить необходимы результат.

«Все, что происходит сейчас в области, нацелено на выборы. Консолидация финансов, постоянные заигрывания с избирателями, нервные и поспешные реакции на материалы в СМИ свидетельствуют о том, что стратегические задачи заменены сиюминутным пиаром», - подчеркнул источник из подмосковной администрации.

Такая установка, впрочем, может сыграть с Андреем Воробьевым плохую шутку. Протестные настроения среди населения Московской области весьма велики. Обещаниям и красивым словам, похоже, уже мало кто верит (лучшим доказательством тому служат 33%, набранные «Единой Россией» в ходе голосования на выборах в Госдуму). Люди устали от нерешенных застарелых проблем и ждут от власти конкретных и внятных действий. Если же таковых не последует, никакие усилия подмосковных мэров (они, кстати, сами являются сильнейшими раздражителями для жителей региона) не помогут кандидату Воробьеву получить желаемый результат.

Леонид Смирнов