Остановкам не дали тепла

Широко анонсированный и уже освещенный рядом СМИ как действующий пилотный проект обогрева автобусных остановок не состоялся. Инициаторы не удосужились получить необходимых согласований.

«Первый шаг навстречу теплу сделан», - сообщение с таким заголовком появилось на сайте фонда «Городские проекты» 29 января. Речь шла об инициативе блогера Ильи Варламова и муниципального депутата Максима Каца оборудовать три остановки общественного транспорта в районе Щукино инфракрасными обогревателями — чтобы пассажиры не мерзли, ожидая застрявший в пробке автобус или троллейбус. 

Для экономии энергии обогреватели  оборудовали датчиками движения, позволяющими вырабатывать тепло только тогда, когда остановка не пустует. Планировалось, что фонд «Городские проекты» посредством данного эксперимента (который он и финансирует) выяснить, кто будет пользоваться  новшеством - москвичи или бомжи, удастся ли согреть пассажиров на остановках столицы и насколько это будет затратно (в случае одобрения инициативы «за тепло» придется платить уже рядовые граждане).

На сайте «Городских проектов» и в блогах Варламова и Каца говорилось, что фонд полностью согласовал установку оборудования с Мосгортрансом и управой района Щукино. Оставалось лишь правильно обустроить остановки и повесить на них обогреватели. 

О начале монтажных работ, которые, по данным организаторов эксперимента, должны были продлиться около недели, сайт «Городских проектов» сообщил 15 февраля. Все выглядело вполне логичным — необходимо рассчитать  производственные мелочи и устранить возможные погрешности, задуматься о технике безопасности, а также о защите от вандалов, не редких, к сожалению, на московских улицах.

А 18 февраля столичные СМИ запестрели новостями: в Щукино наконец появились первые «теплые остановки». Как спешили сообщить журналисты, остаток зимы пассажиры из района Щукино «проведут в тепле». Однако прибывший на место корреспондент «Росбалта» не увидел на экспериментальных остановках ничего, что отличало бы их от обыкновенных. Никаких визуальных признаков монтажных работ не было и в помине.

Спустя несколько дней уже «Городские проекты» анонсировали торжественное открытие первой остановки с инфракрасным обогревателем. Не беда, что было обещано оборудовать сразу три в разных районах, ведь главное — начать. Десяток журналистов, собравшихся на улице Маршала Василевского на презентации «теплой остановки», довольствовался лишь демонстрацией работы небольшого устройства, похожего на домашний кондиционер. Место, откуда у прибора исходило тепло, было открыто — любой желающий мог с легкостью засунуть туда руки. Да и тепло, говоря откровенно, доставалось лишь тем, кто оказался рядом с устройством, на большую продуваемую ветром остановку его явно не хватало. Белый провод от обогревателя живописно лежал аккурат на льду и тянулся к близлежащему электрическому столбу. Вот и все инновации и тонкости.

Через пару часов обогреватель сняли сами сотрудники «Городских проектов» под предлогом того необходимости усовершенствовать крепления — действующие оказались неудобными. В итоге тепло щукинских остановок ощутили лишь несколько счастливчиков, оказавшихся в нужно время в нужном месте.

Чуть позже, правда,  выяснились, что в день презентации обогревателя Мосгортранс потребовал остановить эксперимент по официальной причине: «технический проект подключения остановок к электросети должен пройти экспертизу, нужно согласовать сферы ответственности, и уже затем возобновлять монтаж». Как сообщил, посетовав на бюрократию, в своем Twitter муниципальный депутат района Щукино Максим Кац, на это уйдет около года. 

Очевидно, что  серьезное дело так не делается. Прикрепленный буквально на пару саморезов прибор с волочащимся по асфальту проводом не только не безопасен для людей, но и уязвим. Если его практически сразу не сломают, то с огромной долей вероятности вскоре просто украдут. Словом, до выхода на стадию «эксперимента на людях»  идея требует кабинетной проработки и согласований. Пока же фальстарт с «теплыми остановками» в Щукино, к сожалению, навевает лишь мысли о популизме.

Денис Гольдман