Posted 6 марта 2013,, 13:18

Published 6 марта 2013,, 13:18

Modified 31 марта, 20:27

Updated 31 марта, 20:27

Кто научит мигрантов жить по-русски?

6 марта 2013, 13:18
Зачастую гастарбайтеры приезжают в Россию, не обладая даже минимальными знаниями языка, не говоря уже о неосведомленности в области законодательства и правил поведения, чем вызывают негатив со стороны местных жителей.

Зачастую трудовые мигранты приезжают в Россию, не обладая даже минимальными знаниями русского языка, не говоря уже о неосведомленности в области законодательства и элементарных правил поведения, чем вызывают неприкрытый негатив со стороны местных жителей. Заинтересованы ли сами приезжие в том, чтобы влиться в принимающее общество? Кто и за чей счет должен учить мигрантов жить «по-русски»? О трудностях интеграции «Росбалту» рассказала начальник управления содействия интеграции ФМС России Татьяна Бажан.

Россия сделала первый шаг в сторону адаптации мигрантов, и сегодня приезжающие к нам трудяги из стран ближнего зарубежья уже вовсю сдают экзамен на знание русского языка. Но и этого, по мнению законодателей, не достаточно, чтобы гастарбайтеры не чувствовали себя белыми воронами в нашей стране. Так, по словам главы управления содействия интеграции ФМС Татьяны Бажан, с 2015 года трудовым мигрантам, работающим в России, за исключением высококвалифицированных специалистов, придется подтвердить свои знания не только по русскому языку, но и по истории и законодательству нашей страны. Соответствующий законопроект, разработанный парламентариями во исполнение указа президента, внесен в Госдуму и готовится к первому чтению.

Но если экзамен по русскому языку для определенных категорий мигрантов введен уже в декабре 2012 года, то вопрос о том, какие знания понадобятся на экзаменах по истории и законодательству, пока не решен. «Самое простое в этом плане – обучение русскому языку, ведь сегодня для этого существует масса методик. А вот что из непростой российской истории должен знать иностранец? Минобрнауки уже приступило к разработке содержательного наполнения такого экзамена. Это непростая работа, потому что мигранту нужно предложить минимум знаний, но они должны быть емкими», - отметила собеседница агентства.

Решается и вопрос о том, что спрашивать у иностранцев на экзамене по основам законодательства. «Безусловно, иностранному гражданину нужно знать, как законно въехать на территорию РФ, какие действия совершить, чтобы встать на миграционный учет, оформить разрешение на работу. Но кроме этого нужно дать знания о том, что РФ – республика, что ее основной закон – Конституция», - полагает Бажан.

Безусловно, чтобы влиться в принимающее общество, знать его язык, историю и основы законодательства мигрантам просто необходимо. Другой вопрос - кто и за чей счет будет их этому учить?

По словам собеседницы агентства, у ФМС пока нет средств, чтобы открывать подготовительные курсы за свой счет. «Работа в области интеграции в России началась сравнительно недавно, и какого-то стационарного финансирования она не имеет», - пояснила чиновник.

Сейчас для подготовки мигрантов к тестированию по русскому языку на всю страну работает лишь 260 специальных курсов. При этом Бажан отметила, что только половина из них - на бесплатной основе.

Зачастую платные курсы открывают разного рода образовательные организации, тогда как бесплатные работают при общественных, религиозных и национальных организациях. Откуда у них берутся деньги? По словам, Бажан, открыть курсы, особенно при наличии помещения, не слишком дорого. Нужно лишь запастись учебными пособиями и найти деньги на оплату труда педагогов. Многие открывают курсы за счет собственных средств. Первые такие стали появляться в Ставрополье, причем, одни курсы открылись при православном храме и финансировала их местная Епархия, другие – при мечети и финансировались местным духовным управлением.

Второй вариант финансирования – гранты от государства. Так, по словам Бажан, на федеральном уровне, уровне субъектов и муниципальной власти для организаций, занимающихся социально значимыми проектами, проводятся конкурсы и выделяются (пусть и небольшие) средства из бюджета. «Так, в Красноярске общественная организация, открывшая подобные курсы, сначала получила грант на эту работу от городских властей, а когда дело пошло, и они неплохо себя зарекомендовали – от краевой администрации», - заметила собеседница агентства.

Третий источник средств – негосударственные гранты или проекты.

При этом, несмотря на то, что к вопросу финансирования подготовительных курсов ФМС не причастна, служба зачастую охотно сотрудничает с некоммерческими организациями и оказывает им организационную помощь. И уже совсем скоро стартует очередной подобный проект. «Сейчас затевается совместный проект, в котором также будет принимать участие фонд «Русский мир» и международный Красный крест. Проводиться он будет в одной из стран центральной Азии и стартует в конце марта. Обучать потенциальных мигрантов начнут на базе центров Красного креста», - сообщила Бажан. Раскрывать подробности проекта собеседница агентства пока отказалась, сославшись на суеверие.

Глава профильного управления ФМС напомнила, что подобные проекты по обучению мигрантов русскому языку проводились в Киргизии и Таджикистане. Курсы ФМС проводила также совместно с фондом «Русский мир». «Мы принимали участие в организации, потому что в Киргизии и Таджикистане есть наши представительства и налажены контакты с местными миграционными властями. Средства на учебники и оплату труда педагогов выделялись фондом», - подчеркнула чиновник.

Но пока практика организации обучения в странах-донорах рабочей силы не слишком распространена, мигранты по-прежнему приезжают в Россию неподготовленными, и на сегодняшний день единственный для них вариант – пройти обучение здесь. Но у гастарбайтеров зачастую просто нет времени учиться, о чем неоднократно заявляли эксперты в области миграции. Да и работодатели, использующие их труд, едва ли поощряют тягу своих работников к знаниям.

«Роль работодателя в процессе интеграции мигрантов очень велика. В их силах выделить время в течение рабочего дня, чтобы мигрант хотя бы раз в неделю посетил курсы русского языка, а также помочь с оплатой занятий. Однако работодатели идут на это не особенно охотно», - отметила собеседница агентства. В этом и заключается одна из причин, почему мигранты не ощущают необходимости в адаптации. Но собирается ли ФМС что-то менять в сложившейся ситуации?

«Учитывая, что тема интеграции новая, в законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие работодателей участвовать в процессе интеграции, не эпизодически, а серьезно работать в этом плане», - сказала Бажан. Означает ли это, что в скором времени подобные обязательства для работодателей появятся? По словам собеседницы агентства, говорить о разработке каких-то конкретных законодательных инициатив в этом вопросе пока преждевременно, однако рано или поздно работодателей все равно призовут поучаствовать в этом процессе.

Анна Семенец